Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики А. Волков, Я. Кузьминов, И. Реморенко, Б. Рудник, И. Фрумин, Л. Якобсон 3 апреля 2008 г.
ноябрь 12 2 Основные характеристики инновационной экономики максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы; включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы; опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития; многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени; смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации
ноябрь 12 3 Система образования в России еще не соответствует требованиям инновационной экономики уже начала стихийно меняться нуждается в образе будущего образ будущего – не ответ на сегодняшние проблемы и не экстраполяция сегодняшних трендов
ноябрь 12 4 Базовые принципы новой модели Образование как стержень карьеры в течение всей жизни Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления Открытость системы образования Новый уровень социального стандарта образования: не школа, а вуз Пространство поддержки и свободы для таланта, инициативы и мотивации Новые роли преподавателя
ноябрь 12 5 Базовые принципы Образование как стержень карьеры в течение всей жизни Индивидуализация гибких (настраиваемых) образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ученику, а самостоятельный человек для себя самого Резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей Прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле и система трансфера кредитов
ноябрь 12 6 Базовые принципы Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков Изменение содержания образования – новая фундаментальность. Информационная составляющая содержания в значительной степени замещается формированием ключевых компетентностей (коммуникативность, решение проблем, работа в группах) и умением применять знания Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося
ноябрь 12 7 Базовые принципы Открытость системы образования Новое разделение труда в образовании: за рамками собственно образовательных организаций От изолированных институтов к сетям и кооперациям Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты: научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры в корпоративном секторе; частные консультанты, коучеры и репетиторы Новое регулирование образовательного рынка: государство уже не способно контролировать качество. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители Международная открытость: сравнительные исследования, поддержка импорта и и экспорта образовательных технологий и услуг
ноябрь 12 8 Базовые принципы Новый социальный стандарт образования Городская культура и городская экономика резко ограничивает возможности людей без высшего образования В России это усугубляется сложившейся (с 70-х) низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. Зарплатная премия работников с ВПО в России в 10 и более раз выше, чем у выпускников СПО (в странах ОЭСР – не более, чем в 2 раза). 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование. Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего (школьного), главная роль – это продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет удлинения старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе (закрепив фактическое положение дел) и включить в систему высшего образования прикладной бакалавриат (часть техникумов) В результате до 70% выпускников школ будут продолжать образование на академическом и прикладном бакалавриате
ноябрь 12 9 Базовые принципы Свобода и поддержка для инициативы, таланта, мотивации Образовательная система ранее была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся. Теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка высоко мотивированных учащихся, создание для них особых условий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал Система национальных олимпиад и конкурсов Опережающее развитие системы дополнительного образования школьников и молодежи, включающей реальную проектную деятельность Импорт мозгов: стипендии русскоговорящим студентам и аспирантам из ближнего зарубежья, приглашение ведущих зарубежных ученых в российские университеты Грантовые программы на поддержку индивидуальных и групповых инициатив
ноябрь Базовые принципы Новая роль преподавателя : исследователь, наставник, консультант, руководитель проектов Снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают Творческие компетенции преобладают над дидактикой Новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (причем в обе стороны). Резко растет эффективная зарплата преподавателя; несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров Адресная поддержка эффективных и перспективных педагогов Перевод подготовки основной массы учителей в специализированных магистратурах
Как менять? Попытки изменить образовательную систему без учета интересов ее основных субъектов безнадежны и обречены на провал: ограничение доступа к высшему образованию в пользу НПО и СПО «всеобщее среднее образование» инвестиции в университеты без повышения доходов преподавателей ноябрь 12 11
Направления изменений Восстановление исследовательской компоненты университетов Эффективный контракт с преподавателем – конкурентоспособная оплата + жесткая селекция Финансирование любых (старых и новых) структур, предлагающих конкурентоспособное образование Стимулирование конкуренции: организация «голосования потребителей» через нормативно-подушевое финансирование обеспечение прозрачности образовательных организаций ноябрь 12 12
Макроэкономические параметры-2007 Вклад государства в образование – 3,7% ВВП В т.ч. неэффективные затраты – 0,6% ВВП Вклад граждан и предприятий – 1,3% ВВП Коррупционные платежи – 0,3% ВВП Затрачивается предприятиями на обучение и переподготовку работников – 1,9% ВВП ноябрь 12 13
Макроэкономические ограничения Необходимо для образования: в 2020 г. – 6% ВВП, к 2020 г. – 7% ВВП Восстановление исследовательской компоненты высшего образования – +1% ВВП (федеральный бюджет) Обновление учительского корпуса - +1%ВВП (региональные бюджеты) Новая система обучения проф.квалификациям - + 1,5% ВВП (средства граждан и предприятий) ноябрь 12 14
Вклад государства – 5,2% ВВП (с учетом прекращения неэффективных расходов) Вклад семей и предприятий – 2,5% ВВП ( с учетом прекращения коррупционных платежей) Затрачивается предприятиями на обучение и переподготовку работников – 1,4% ВВП (перенос 25% затрат на оплату образования) ноябрь Макроэкономические параметры