Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики А. Волков, Я. Кузьминов, И. Реморенко, Б. Рудник, И. Фрумин, Л. Якобсон 3 апреля 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики.
Advertisements

Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики Кузнецова Т.М., зам. директора по НМР 31 марта 2010 г., заседание методического совета.
Я Перспективная модель высшего образования: основные черты февраль 13 1 Ярослав Кузьминов 20 ноября 2008 г.
Модель для инновационной экономики: российское образование – марта 2008 г. А. Волков, Я. Кузьминов, И. Реморенко, Б. Рудник, И. Фрумин, Л. Якобсон.
Качественные эффекты от введения новой системы оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях Адамский А.И.
Модуль 1. «СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ. ВЫЗОВЫ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ» (на основе российского и международного опыта) 2009 Князева Анна Владимировна.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Институт проблем образовательной политики 1 Деньги и качество анализ эффективности введения новой системы оплаты труда в образовании.
Задачи развития системы образования Ключевой приоритет: развитие системы профессионального образования В целях интенсивного социально-экономического развития.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
«Актуальные задачи современной модели образования»
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
В 2009 году начала работать национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нацеленная на инвестиции в человеческий капитал страны через вложения.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
МОСКВА, 29 СЕНТЯБРя 2011 г. Заседание ЭГ-7по разработке «Стратегии-2020» ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ – 2020: Интернационализация высшего образования.
«Актуальные задачи современной модели образования» Цель проекта: Необходимым условием формирования развитой экономики является модернизация системы образования,
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие.
Транксрипт:

Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики А. Волков, Я. Кузьминов, И. Реморенко, Б. Рудник, И. Фрумин, Л. Якобсон 3 апреля 2008 г.

ноябрь 12 2 Основные характеристики инновационной экономики максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы; включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы; опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития; многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени; смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации

ноябрь 12 3 Система образования в России еще не соответствует требованиям инновационной экономики уже начала стихийно меняться нуждается в образе будущего образ будущего – не ответ на сегодняшние проблемы и не экстраполяция сегодняшних трендов

ноябрь 12 4 Базовые принципы новой модели Образование как стержень карьеры в течение всей жизни Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления Открытость системы образования Новый уровень социального стандарта образования: не школа, а вуз Пространство поддержки и свободы для таланта, инициативы и мотивации Новые роли преподавателя

ноябрь 12 5 Базовые принципы Образование как стержень карьеры в течение всей жизни Индивидуализация гибких (настраиваемых) образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ученику, а самостоятельный человек для себя самого Резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей Прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле и система трансфера кредитов

ноябрь 12 6 Базовые принципы Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков Изменение содержания образования – новая фундаментальность. Информационная составляющая содержания в значительной степени замещается формированием ключевых компетентностей (коммуникативность, решение проблем, работа в группах) и умением применять знания Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося

ноябрь 12 7 Базовые принципы Открытость системы образования Новое разделение труда в образовании: за рамками собственно образовательных организаций От изолированных институтов к сетям и кооперациям Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты: научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры в корпоративном секторе; частные консультанты, коучеры и репетиторы Новое регулирование образовательного рынка: государство уже не способно контролировать качество. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители Международная открытость: сравнительные исследования, поддержка импорта и и экспорта образовательных технологий и услуг

ноябрь 12 8 Базовые принципы Новый социальный стандарт образования Городская культура и городская экономика резко ограничивает возможности людей без высшего образования В России это усугубляется сложившейся (с 70-х) низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. Зарплатная премия работников с ВПО в России в 10 и более раз выше, чем у выпускников СПО (в странах ОЭСР – не более, чем в 2 раза). 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование. Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего (школьного), главная роль – это продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет удлинения старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе (закрепив фактическое положение дел) и включить в систему высшего образования прикладной бакалавриат (часть техникумов) В результате до 70% выпускников школ будут продолжать образование на академическом и прикладном бакалавриате

ноябрь 12 9 Базовые принципы Свобода и поддержка для инициативы, таланта, мотивации Образовательная система ранее была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся. Теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка высоко мотивированных учащихся, создание для них особых условий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал Система национальных олимпиад и конкурсов Опережающее развитие системы дополнительного образования школьников и молодежи, включающей реальную проектную деятельность Импорт мозгов: стипендии русскоговорящим студентам и аспирантам из ближнего зарубежья, приглашение ведущих зарубежных ученых в российские университеты Грантовые программы на поддержку индивидуальных и групповых инициатив

ноябрь Базовые принципы Новая роль преподавателя : исследователь, наставник, консультант, руководитель проектов Снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают Творческие компетенции преобладают над дидактикой Новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (причем в обе стороны). Резко растет эффективная зарплата преподавателя; несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров Адресная поддержка эффективных и перспективных педагогов Перевод подготовки основной массы учителей в специализированных магистратурах

Как менять? Попытки изменить образовательную систему без учета интересов ее основных субъектов безнадежны и обречены на провал: ограничение доступа к высшему образованию в пользу НПО и СПО «всеобщее среднее образование» инвестиции в университеты без повышения доходов преподавателей ноябрь 12 11

Направления изменений Восстановление исследовательской компоненты университетов Эффективный контракт с преподавателем – конкурентоспособная оплата + жесткая селекция Финансирование любых (старых и новых) структур, предлагающих конкурентоспособное образование Стимулирование конкуренции: организация «голосования потребителей» через нормативно-подушевое финансирование обеспечение прозрачности образовательных организаций ноябрь 12 12

Макроэкономические параметры-2007 Вклад государства в образование – 3,7% ВВП В т.ч. неэффективные затраты – 0,6% ВВП Вклад граждан и предприятий – 1,3% ВВП Коррупционные платежи – 0,3% ВВП Затрачивается предприятиями на обучение и переподготовку работников – 1,9% ВВП ноябрь 12 13

Макроэкономические ограничения Необходимо для образования: в 2020 г. – 6% ВВП, к 2020 г. – 7% ВВП Восстановление исследовательской компоненты высшего образования – +1% ВВП (федеральный бюджет) Обновление учительского корпуса - +1%ВВП (региональные бюджеты) Новая система обучения проф.квалификациям - + 1,5% ВВП (средства граждан и предприятий) ноябрь 12 14

Вклад государства – 5,2% ВВП (с учетом прекращения неэффективных расходов) Вклад семей и предприятий – 2,5% ВВП ( с учетом прекращения коррупционных платежей) Затрачивается предприятиями на обучение и переподготовку работников – 1,4% ВВП (перенос 25% затрат на оплату образования) ноябрь Макроэкономические параметры