Повышение эффективности использования в ОУ информационных ресурсов Педагогическая конференция Юго-Восточного образовательного округа 24 февраля 2010 года
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Необходимо совершенствовать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях.
Современное информационное общество
Прочность (повторение – основа эффективности обучения) Принцип прочности теряет свою актуальность. В условиях информационного общества, когда объем знания постоянно меняется и увеличивается, прочно усвоить его невозможно, каково бы ни было количество повторений. Гораздо важнее научить ребенка навыкам поиска, ориентации в мировом массиве информации.
Наглядность (при сохранении преимущества вербальных способов обучения для подкрепления восприятия используются невербальные формы) Значительно возросло количество каналов и объемы информации. Весь этот объем невозможно передать с помощью вербальных способов, тем более, что массивы теоретических знаний различным образом закодированы. Поэтому невербальные формы из подкрепляющих переходят в ранг определяющих.
Джон Дьюи. Моё педагогическое кредо год. Мы уже не можем с уверенностью предсказать, какой будет наша цивилизация 20 лет спустя. А следовательно, невозможно готовить ребёнка к какому-либо точному набору условий. За исключением тех случаев, когда усилия педагога соединяются с некоторой деятельностью, которую ребенок выполняет по собственной инициативе независимо от учителя, образование обычно сводится к давлению извне.
Приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». ers/940/Prilozhenie.doc ers/940/Prilozhenie.doc
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Должен знать: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Проблемы : Технически насыщенная информационная среда, «знаниевая» готовность педагогов к применению ИКТ Низкая активность использования ИКТ в массовой практике Поставка компьютерной и медиатехники Поставка лицензионного ПО Поставка ЦОР Доступ в Интернет Курсовая подготовка педагогов Низкая востребованность ПК Неактивное использование ЦОР Использование Интернет только в качестве почты ПК не стал педагогическим средством
Отсутствие мотивации Отсутствие навыков (практики). Отсутствие понимания эффективности использования ИКТ для достижения новых образовательных результатов включать проблематику использования ИКТ в деятельность профессиональных объединений; системно обобщать и представлять опыт; совершенствовать систему повышения квалификации; администрации ОУ стимулировать результаты педагогической деятельности с применением ИКТ. Причины: Пути решения:
Цель: перевод ИКТ из разряда «экзотических» в разряд привычных Не менее 25% учебного материала различных учебных предметов изучается с помощью ИКТ. Не менее 25% педагогов включены в сетевые сообщества. Не менее 25% педагогов принимают участие в Интернет-конкурсах. Не менее 25% педагогов дистанционно консультируют учащихся. Не менее 25% педагогов ведут собственные блоги.
Эффекты для педагогов Повышение статуса в профессиональном сообществе. Повышение статуса в ученической среде. Получение признания и поощрений. Повышение технологичности труда. Дистанционная система повышения квалификации (без отрыва от дома). Возможность совершенствования в целях соответствия региональному стандарту квалификации педагогов.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (проект программы квалификационных испытаний, первая и высшая квалификационные категории) Официальный сайт министерства образования и науки Самарской области
Реалии будущего Создание образовательного портала для всех заинтересованных участников образовательного процесса: тематические ФОРУМЫ, ЧАТЫ (открытые тесты, семейные домашние задания, домашние эксперименты, советы психологов). Создание среды для профессионального общения педагогов. Создание коллекции дифференцированных электронных образовательных ресурсов (от прямых алгоритмов до конструктора).