Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
Постановка проблемы 1)Государственно-общественные механизмы 2) управления развитием 3) системы оценки качества образования 4) в условиях реализации ФГОС Реализация ФГОС (требования к результатам); система ОКО, задаваемая самим стандартом управление развитием этой системы государственно-общественные механизмы такого управления
Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования)
Методологические основания определения современного качества образования современный глобальный образовательный контекст: информационное общество; рынок труда; образование в течение жизни и т.д. современный российский образовательный контекст: борьба в нем «незавершенного прошлого» с вызовами «наступившего будущего» образование и образовательная услуга важность соблюдения принципа комплексности при определении подходов и направлений к оценке качества образования
Субъекты образования: природа их интереса и требований к качеству образования государство народ (как этнокультурно-историческая общность) общество как нация различные социальные страты и сообщества система образования (уровни управления) образовательное учреждение семья учащегося (примерная типология) личность учащегося образование как системообразующий фактор развития местного социума; понятие «социального заказа» и «миссии школы» понятие об образовательных результатах и о системных (ведомственных) и внесистемных (общесоциальных) эффектах его развития
Сквозные цели ФГОС Инициативность Уверенность в себе Порядочность Патриотичность Готовность к жизни в высокотехнологичном обществе Готовность к жизни в конкурентном обществе Вовлеченность в исследовательские проекты Вовлеченность в творческие занятия Владение технологиями, которые пригодятся в будущем Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения Способность изобретать Способность понимать и осваивать новое Способность выражать собственные мысли Способность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их Способность умело реагировать на разные жизненные ситуации Способность формулировать интересы и сознавать возможности Установка на продолжение образования в течение всей жизни Укрепление своего здоровья
Становление субъекта собственной деятельности – Учись, мой сын! Науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни!.. «Борис Годунов» – Накапливай как можно больше собственного опыта, мой сын! Это поможет тебе понять, какие знания и зачем тебе действительно нужны!
Компетентность: когнитивная, мотивационная, волевая и социальная способность/готовность успешно (результативно, эффективно и ответственно) действовать в различных ситуациях Наша компетентность – это наш опыт, ставший нашей собственной культурной нормой
Гекльберри Финн: Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование
Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции Культура общения и коммуникации (в т.ч. формирование отношения к асоциальным и криминальным реалиям) Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д. Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентации собственного культурного пространства и пр.) Культура тела (физическая культура, танец, drama – в европейском смысле слова) Культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма - например, учебно-познавательного; изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища; культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.) Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы) Культура социальной практики (волонтерство, участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования) Культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях Синтетическая культура обретения и развития своего «Я» (социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности; развитие критического мышления; проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направлений культурной экспансии своей личности и т.д.; осознание собственных пределов; представление о собственном культурном пространстве и его обустройстве) «Частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в т.ч. в публичном выступлении).
ОП ОУ как основа ОКО Универсальные компетентности – те, которые работают на «само-» осмысление в этом дискурсе роли учебных предметов и опыта социализации моя ценность – в моей уникальности, моя уникальность – в «наборе» моих качеств и компетентностей
ОП как проект развития системы ОКО (и ее мониторинга) Цели ФГОС… …и учительские компетентности …и роль родителей …и субъектность ученика (Гек Финн) …и ресурсы «открытого социума» ОКО как договорная площадка о взаимной ответственности сторон
Не общий минимум, а индивидуальный максимум