Казанский Государственный Университет Классический университет как база для создания Федерального Университета
Государственные федеральные университеты – это сеть ВУЗов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих геополитические, кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов.
Федеральный университет : - реализует инновационные образовательные программы интегрированные в международное образовательное пространство; - реализует инновационные образовательные программы интегрированные в международное образовательное пространство; - обеспечивает формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития региона; - обеспечивает формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития региона; - обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования; - обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования; - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения; - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;
Особенности и преимущества классического университета - 1 Сбалансированное сочетание естественнонаучных и социо-гуманитарных направлений подготовки. Традиционно классический университет проводит фундаментальные исследования как в естественнонаучных, так и социо-гуманитарных науках, что обеспечивает высокий уровень образования в этих направлениях. Можно говорить о гуманизации естественнонаучного и технологизации гуманитарного направлений деятельности университета, что в целом их обогащает и позволяет гражданам получить классическое фундаментальное образование.
Особенности и преимущества классического университета - 2 Большинство технических, технологических, медицинских и других ВУЗов вышли из стен классического университета. Сегодня большинство этих классических университетов являются поставщиками кадров самой высокой квалификации для многих региональных ВУЗов: педагогических, технических, технологических…
Особенности и преимущества классического университета - 3 Большинство классических университетов создавались в свое время с теми же целями, что сегодня – Федеральные Университеты! (...удовлетворения потребностей граждан в образовании…) Есть огромный опыт, традиции…
Индивидуальность каждого Федерального Университета Геополитические цели Региональные особенности Соотношение отраслевых задач
Каким может быть Федеральный Университет, создаваемый на базе Казанского государственного университета?
Основные факты Университет основан в 1804 году; второй университет в истории России Университет основан в 1804 году; второй университет в истории России Входит в десятку лучших высших учебных заведений Росии Входит в десятку лучших высших учебных заведений Росии Аккредитован Министерством Образования Российской Федерации Аккредитован Министерством Образования Российской Федерации
КГУ в числах 18 факультетов 105 кафедр более студентов очной формы обучения 54 специальности около 300 полных профессоров 75% ППС имеют научные степени 900 научных сотрудников 60 партнерских институтов в более чем 20 странах мира.
Академические программы Бакалавриат (22 ) Бакалавриат (22 ) Магистратура (38) Магистратура (38) Аспирантура и докторантура (27 Советов, ежегодно защита диссертаций – 30% сотрудники КГУ) Аспирантура и докторантура (27 Советов, ежегодно защита диссертаций – 30% сотрудники КГУ) Предуниверситетская подготовка Предуниверситетская подготовка Программы обмена Программы обмена Программы обучения за рубежом (в т.ч. за счет грантов РТ – до 30 человек) Программы обучения за рубежом (в т.ч. за счет грантов РТ – до 30 человек) Языковые, учебные и исследовательские программы без получения степени (76) Языковые, учебные и исследовательские программы без получения степени (76)
Научное развитие Около 20% бюджета - доля НИР и НИОКР, Около 20% бюджета - доля НИР и НИОКР, Ежегодно реализуется более 400 исследовательских проектов, Ежегодно реализуется более 400 исследовательских проектов, В 2007 году опубликовано 4250 научных статей, из них в высокорейтинговых зарубежных журналах – около 780, В 2007 году опубликовано 4250 научных статей, из них в высокорейтинговых зарубежных журналах – около 780, 6 ведущих научных школ, 6 ведущих научных школ, 77 постдипломных научно- исследовательских программ, 77 постдипломных научно- исследовательских программ, 25 современных лабораторий, 25 современных лабораторий, Ежегодно реализуется более 400 исследовательских проектов Ежегодно реализуется более 400 исследовательских проектов
Инновации Технопарк – 12 проектов на уровне создания технологий, Технопарк – 12 проектов на уровне создания технологий, Бизнес-инкубатор в зачаточном состоянии (нехватка площадей), Бизнес-инкубатор в зачаточном состоянии (нехватка площадей), Ежегодно получаем патентов РФ и 1-2 зарубежных, Ежегодно получаем патентов РФ и 1-2 зарубежных, Республиканский Технопарк «Идея» - более 10 тыс.кв.м. площадей, Республиканский Технопарк «Идея» - более 10 тыс.кв.м. площадей, Республиканский технологический Центр «Химград» (ввод в 2010 г). Республиканский технологический Центр «Химград» (ввод в 2010 г).
Кооперация с РАН Что такое Казанский филиал РАН? Институт органической и физической химии им. А.Е. Арбузова. Казанский физико-технический институт им. Е.К. Завойского. Казанский институт биохимии и биофизики. Институт механики и машиностроения. Отдел энергетики (на правах института). Центр высокоскоростной обработки информации КазНЦ РАН. Информационный центр коллективного пользования КазНЦ РАН. Что общего уже есть? Центр коллективного пользования «Физико-химические методы исследования…», 5 совместных кафедр и лабораторий. Около 120 проектов выполняемых совместно. Чего нет? Ни одного гуманитарного института РАН, зато 3 достаточно мощных гуманитарных института АН Республики Татарстан Что будет? 1-2 новых гуманитарных института на базе Институтов АН РТ и КФУ…
Международное сотрудничество Более 400 иностранных студентов в год 60 партнерских университетов во всем мире Около 40 совместных крупных международных проектов Около 400 зарубежных командировок сотрудников ключевых международных конференций ежегодно (всего в год – более 90, из них половина - международные)
Современная структура финансирования университета В результате постоянного наращивания университетом инновационных проектов и услуг для широкого сектора потребителей в Татарстане, России и за её пределами доходы от этих видов деятельности составили 48% величины годового бюджета университета: - около 20% составляет бюджет научных разработок, - около 20% составляет бюджет научных разработок, - более 25% - это доходы от образовательных услуг, - - небольшая доля – около 3-4% - за счет услуг и пр.
Геополитический аспект Казанский императорский университет создавался как точка диалога с Востоком. Сегодня мы снова видим, что взаимодействие России с Востоком – мусульманским миром все интенсивнее и эффективнее протекает здесь - на территории толерантности, где столетиями уживаются многие религии, культуры... В интересах всей России, ее внешнеполитической роли, целостности и развития необходимо: - утверждение толерантности в полиэтноконфессиональном Поволжском регионе, - реализация традиционной миссии посредника в сфере культурного и научного взаимодействия России со странами Востока на основе системно-ориентированного развития гуманитарных исследований в области филологии, истории, философии, социологии, психологии, правовых дисциплин.
Концепция Казанского Федерального Университета - 1 Мы видим развитие КФУ как ГУМАНИТАРНОГО университета в самом широком смысле этого слова. Существующий высокий уровень естественнонаучных исследований и образования будет, несомненно, развиваться… Наряду с этим будет переосмыслена роль, значение и уровень гуманитарной составляющей науки и образования…
Концепция КФУ - 2 Кроме глобальной цели – «взаимодействие Россия-Восток», а в будущем, возможно, и, вообще – «Запад-Восток», важнейшей целью КФУ остается формирование кадрового и научного потенциала комплексного экономического и социально-культурного развития Поволжского региона, включая подготовку исследователей и творческих работников, менеджеров и научно- инновационный персонал мирового уровня, государственных служащих и общественных деятелей….
Концепция КФУ - 3 Название «Казанский Федеральный университет» позволит сохранить брэнд Казанского университета как известного в мире классического учебного заведения. Число студентов: 20–25 тыс. при адекватно высокой доле магистрантов и аспирантов и гарантиях высокой мобильности студентов и преподавателей в масштабах Поволжья, России и мировых научно-образовательных центров.
Некоторые из путей реализации концепции Диверсификация магистерских программ на стыках наук и направлений с учетом потребностей бизнеса и госслужбы. Наиболее полная реализация одного из важнейших принципов университета – междисциплинарности научных исследований и образовательных программ. Повышение доли магистратуры за счет привлечения талантливой молодежи из других ВУЗов (институтов бакалавриата). Расширение академического бакалавриата с преподаванием на иностранном языке.
Задачи КФУ выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук с упором на те из них, где КГУ является признанным лидером, обеспечивая интеграцию науки, образования и производства, в том числе путём практического применения научных результатов; на основе системно-ориентированного развития гуманитарных исследований в области филологии, истории, философии, социологии, психологии, правовых дисциплин утверждение толерантности и традиционной миссии посредника в сфере культурного и научного взаимодействия России со странами Востока; КФУ выступает в качестве ведущего научного и методического центра в областях своей деятельности.
Дополнительные аргументы к созданию КФУ Руководство республики и Казани считает что Казань должна позиционироваться и развиваться как центр науки и образования, что было подтверждено результатами диагностического исследования экспертов Всемирного Банка. Создание КФУ находит своё подкрепление завоеванием городом Казанью права принимать Всемирную Универсиаду 2013 года, поскольку проектирование городка для её участников и гостей осуществляется с учётом размещения в нём студенческого кампуса с развитой инфраструктурой, что позволит создать благоприятные условия для привлечения в КФУ и высшую школу г. Казани в целом иногородних и иностранных студентов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!