Жестокое обращение с ребенком в семье
Насилие – один из самых травматичных опытов, который может пережить ребёнок. Оно нарушает процесс социализации ребёнка и оказывает влияние на динамику его психического развития. Выделяют следующие виды жестокого обращения с детьми: Физическое насилие- нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Физическое насилие- нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Сексуальное насилие – вовлечение зависимых, незрелых детей в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальное табу. Сексуальное насилие – вовлечение зависимых, незрелых детей в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальное табу. Пренебрежение потребностями ребенка – родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующие его потребностям, что наносит вред психологическому и физиологическому здоровью ребенка. Пренебрежение потребностями ребенка – родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующие его потребностям, что наносит вред психологическому и физиологическому здоровью ребенка. Эмоциональное или психологическое насилие– постоянное унижение, отвержение, превращение ребенка в «козла отпущения» родителями или законными представителями. Эмоциональное или психологическое насилие– постоянное унижение, отвержение, превращение ребенка в «козла отпущения» родителями или законными представителями.
Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
в 2011 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федерации); в 2011 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федерации); около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
Это создает реальную угрозу их жизни и здоровью. В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию.
Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Чаще всего насилие происходит в семьях, где: убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы. дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Физическое насилие Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.
Распознание факта физического насилия над ребенком Характер повреждений: синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей рук и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; ожоги горячими жидкостями кистей рук и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов. повреждения внутренних органов.
Последствия физического насилия Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; стремление скрыть причину повреждений и травм; одиночество, отсутствие друзей; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы; боязнь идти домой после школы; Подростковый возраст: побеги из дома; побеги из дома; суицидальные попытки; суицидальные попытки; девиантное поведение; девиантное поведение; употребление алкоголя, наркотиков. употребление алкоголя, наркотиков.
Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
Последствия пренебрежения Внешние проявления: утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность, несвежий запах. нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: отставание в весе и росте от сверстников; отставание в весе и росте от сверстников; педикулез, чесотка; педикулез, чесотка; частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития. задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; неумение играть; неумение играть; постоянный поиск внимания/участия; постоянный поиск внимания/участия; частые пропуски школьных занятий; частые пропуски школьных занятий; крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; склонность к поджогам, жестокость к животным; склонность к поджогам, жестокость к животным;
Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психологическому насилию относится угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.). вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию: Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию: задержка психического развития; задержка психического развития; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; избыточная потребность во внимании; депрессия, попытки суицида; депрессия, попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Защита детей государством Конвенция о правах ребенка; Конвенция о правах ребенка; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними. Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.
Внесенным законопроектом предлагается усилить ответственность родителей и должностных лиц образовательных и воспитательных учреждений за ненадлежащее духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних. В частности, предлагается увеличить в таких случаях с двух до трех лет срок лишения должностного лица права занимать определенную должность, либо это лицо может быть наказано исправительными работами, продолжительность которых предлагается увеличить со 180 до 240 часов. За жестокое обращение с несовершеннолетними предлагается ввести уголовную ответственность - лишение свободы до трех лет. За жестокое обращение с несовершеннолетними предлагается ввести уголовную ответственность - лишение свободы до трех лет.
Результаты анкетирования учащихся по выявлению дето- родительских отношений
Распределение ответов учащихся
1. Как часто тебя наказывают? 2. Кто чаще всего тебя наказывает?
3. Что может послужить поводом для наказания? Плохое поведение – 23% Непослушание – 20% Учеба – 20% Бью сестру, брата – 9% Порча предметов – 7% Кошка – 7% Плохая уборка – 5% Долго играю в компьютер – 2% Из-за подруги – 2%
4. Боишься ли ты наказания? 5. Что предпринимаешь, чтобы избежать наказания? Прошу прощения, извиняюсь – 36% Ничего – 20% Стараюсь исправить своё поведение – 14% Делаю то, что скажут родители – 9% Говорю правду - 5% Хорошо учусь – 5%
4. Боишься ли ты наказания? 5. Что предпринимаешь, чтобы избежать наказания? Прошу прощение, извиняюсь – 36% Ничего – 20% Стараюсь исправить своё поведение – 14% Делаю то, что скажут родители – 9% Говорю правду - 5% Хорошо учусь – 5%
6. Как часто тебя поощряют? 7. Как тебя поощряют? Часто – 62 % Редко – 32 % Только за «5» - 2 % Никогда – 4 % Что-то дарят, покупают – 39 % Хвалят, говорят хорошие слова – 25 % Нет ответа – 18 % Разрешают играть в компьютер – 7 % Вместе проводим время – 7 % По - всякому – 5 % Никак – 5 %
Я люблю когда родители…. вместе со мной – 33% ко мне хорошо относятся, хвалят – 20% добрые, в хорошем настроении – 13% покупают подарки – 13%
Я не люблю когда родители…. на меня кричат, ругают, злятся -42% ссорятся, ругаются – 35% не обращают на меня внимания, забывают о моей просьбе – 11% не разрешают идти к друзьям – 4% заставляют мыть посуду – 2% не покупают книжки – 2%
Я обижаюсь, если…. меня обзывают, ругают, кричат, ударят – 27% что-то не разрешают – 16% родители уходят, не берут с собой – 7% родители мне не верят – 7% не замечают – 7% получаю двойку - 4% меня не понимают - 4% родители ссорятся – 4% друзья предают – 4%
Планируйте как вы будете воспитывать своих детей Проявляйте и будьте последовательны в требованиях, поощрениях и наказаниях Будьте справедливы в оценке его действий Говорите со своим ребенком Не оставляйте его один на один со своими переживаниями и сомнениями Уважайте в ребенке человека, не оскорбляйте и не унижайте его Не пытайтесь делать виноватыми других людей. Любите своего ребенка, несмотря ни на что! Советы родителям
Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов Виктор Павлов