Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка
Регулятивные учебные действия принимать и сохранять учебную задачу; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Регулятивные учебные действия адекватно воспринимать оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий: Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий: принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней); план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями; контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений); оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче); мера разделенности действия (совместное или разделенное); темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке): - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - умение действовать по плану и планировать свою деятельность - преодоление импульсивности, непроизвольности- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; - умение адекватно воспринимать оценки и отметки; - умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; - умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: - целеустремленность и настойчивость в достижении целей, - готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания); - формирование основ оптимистического восприятия мира;
Другими существенными показателями сформированности учебной деятельности в начальной школе являются: умение выбирать средства для организации своего поведения; умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; умение тормозить реакции, не имеющие отношения к цели. - умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); адекватность и дифференцированность самооценки; умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимать причины ее успеха/неуспеха. (А.К.Маркова, 1990).
Типовые задачи Проба на внимание Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля Возраст: 8-9 лет Метод оценивания: фронтальный письменный опрос Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки ( в том числе и смысловые) карандашом или ручкой Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п.)
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Текст 1 Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежадла карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении. Букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п. Уровни сформированности внимания: 0-2 пропущенные ошибки – высший уровень внимания. 3-4 средний уровень внимания Более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень внимания.