Универсальные учебные действия: технологии формирования (культурно- исторический, системно-деятельностный подход) Подготовила: к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Масловская С.В.
Культурно-историческая системно- деятельностная парадигма образования Компетентностный подход Проблемно-ориентированное развивающее образование Личностно-ориентированное развивающее образование Смысловая педагогика вариативного развивающего образования Контекстный подход Системно-деятельностный подход
Типы педагогического проектирования (В.И. Слободчиков, 1995): Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека как подлинного субъекта собственной жизни и деятельности. В частности, обучения как освоения общих способов деятельности; формирования как освоения совершенных форм культуры; воспитания как освоения норм общежития в разных видах общности людей.
Типы педагогического проектирования (В.И. Слободчиков, 1995): Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России.
Типы педагогического проектирования (В.И. Слободчиков, 1995): Собственно педагогическое проектирование как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Идеи компетентностного подхода: Компетентность понимается как результат когнитивного научения Компетенция это «знание в действии». Виды компетенций: личностная, коммуникативная, интеллектуальная, социальная, общекультурная
Идеи проблемно ориентированного развивающего образования: Принципы системы Л.В. Занкова включают: 1. Высокий уровень трудности обучения. 2. Ведущую роль теоретических знаний в обучении. 3. Быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся. 4. Осознание учащимися хода своих умственных действий в процессе обучения, обеспечивающее развивающий эффект. 5. Интенсификацию обучения за счет включения эмоциональной сферы.
Идеи личностно ориентированного развивающего образования интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика; сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров; овладение учащимися навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с индивидуальной программой развития
Идеи смысловой педагогики вариативного развивающего образования целью образовательного процесса выступает многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных смыслов.
Идеи контекстного подхода (А.А. Вербицкий) Основу составляет кросс-культурный контекст, включающий пять уровней: 1) мировое образовательное пространство; 2) образовательное пространство государства, заданное системой образовательных стандартов и программ обучения; 3) образовательное пространство средств массовой коммуникации;
Идеи контекстного подхода (А.А. Вербицкий) 4) собственно образовательная система, конкретизированная в системе условий определенного образовательного учреждения; 5) образовательное пространство семьи, задающее систему нравственных и моральных норм.
Идеи системно-деятельностного подхода: обучение - движущая сила развития; обучение, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий; Содержание учебного предмета при данном подходе выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область.
Идеи системно-деятельностного подхода: «Развивающее обучение» может быть содержательным только в том случае, если определяются существенные его показатели: характеристика главных психологических новообразований, которые возникают, формируются и развиваются в данном возрасте; выделение ведущей деятельности данного возрастного периода, определяющей возникновение и развитие соответствующих новообразований;
Идеи системно-деятельностного подхода: описание содержания и способов осуществления этой деятельности (выполняется ли она стихийно или целенаправленно и др.); указание на взаимосвязи учебной деятельности с другими видами деятельности; разработка системы методик по определению уровня развития соответствующих новообразований; определение характера связи уровней развития новообразований с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с нею других видов деятельности.
Идеи системно-деятельностного подхода: Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин) – 3 подсистемы: 1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия; 2) условия, обеспечивающие «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств способа действия; 3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.
Идеи системно-деятельностного подхода: Шесть этапов интериоризации действия: 1. Усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается.
Идеи системно-деятельностного подхода: 2. происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
Идеи системно-деятельностного подхода: 3. Формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
Идеи системно-деятельностного подхода: 4 этап - внешнеречевой, - происходит преобразование действия вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.
Идеи системно-деятельностного подхода: 5 этап - (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план. 6 этап - действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия.
Идеи системно-деятельностного подхода: В качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Идеи системно-деятельностного подхода: Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности – оценка ее компонентов: 1. мотивов, 2. особенностей целеполагания, 3. учебных действий, 4. контроля и оценки.