Общественные слушания о ходе и результатах реализации комплексного проекта модернизации образования в Томской области Министерство образования и науки Российской Федерации Институт проблем образовательной политики «Эврика» Администрация Томской области Департамент общего образования Томской области Департамент общего образования Томской области г.Томск
Секция по направлениям 1. Введение новой системы оплаты труда. 2. Переход на нормативно-подушевое финансирование.
Состав секции Антонова Алла Александровна, директор Института проблем образовательной политики «Эврика» - федеральный эксперт Горлов Павел Иванович, первый заместитель начальника Департамента общего образования, Величутина Татьяна Михайловна, заместитель начальника Департамента по социально-экономическим вопросам – руководитель группы, представители региональной стратегической группы, руководители МСК - руководители муниципальных органов управления образования руководители рабочих групп по направлениям 1 и 2 - руководители и специалисты планово-финансовых служб МСК, руководители образовательных учреждений, представители профсоюзных организаций
Цели и задачи работы группы 1.Анализ хода реализации КПМО и степень его продвижения по направлениям 1 и 2 2. Обсуждение участниками семинара следующих вопросов: -сформированность нормативно-правовой базы НПФ и НСОТ Региональный уровень Муниципальный уровень Образовательного учреждения -выполнение (факт и план) мероприятий сетевого плана-графика по уровням исполнения (региональным, муниципальным, уровням образовательных учреждений) -выявление проблем реализации мероприятий, рисков результатов внедрения новых финансовых механизмов, отклонений от сроков выполнения; -Поиск оптимальных решений по преодолению проблем и рисков (уточнение: пакета НПА и их содержания; сроков выполнения мероприятий по сетевому плану-графику и т.д.); -Поиск и возможные продвижения дополнительных линий проекта; -Постановка и уточнение задач для дальнейшей работы групп (региональных и муниципальных) по направлениям 1 и 2.
Принципы новой системы оплаты труда Значительная дифференциация средней заработной платы в зависимости от сложности, квалификации, результатов и качества работы; Учет всех видов деятельности учителей; Государственные гарантии: - установления минимальной заработной платы обязательные компенсационные выплаты (в соответствии с Трудовым кодексом) - установление окладов (ставок) в зависимости от квалификации работника и сложности работы - не снижения гарантированного уровня оплаты каждому работнику после введения НСОТ Коллегиальное распределение стимулирующих выплат (руководитель + профсоюзная организация+общественный орган управления);
Порядок формирования фонда оплаты труда (ФОТ) ФОТ формируется на основе определения доли в нормативе финансирования, установленного для образовательного учреждения и количества обучающихся в данном образовательном учреждении; Дополнительно в общий ФОТ включаются выплаты в соответствии с Законом Томской области «Об образовании в Томской области»: - за квалификационную категорию (12%, 17% и 25%) - за звание «Народный», «Заслуженный» - педагогическим работникам-молодым специалистам, а так же надбавки за классное руководство (областной бюджет и федеральный бюджет) и внебюджетные средства
Распределение фонда оплаты труда (ФОТ) по категориям персонала ( ПП –70%, АП, УВП, ОП – 30%); по структуре выплат (базовая часть 65-70%, стимулирующая часть 30-35%; выделение в схеме распределения фонда стимулирования руководителя.
Определение стоимости бюджетной образовательной услуги Распределение тарифной (базовой) части ФОТ педагогического персонала на общую часть, с целью определения стоимости «ученико-часа» и оплаты прочих видов деятельности учителя, и специальную часть (с целью определения источника выплат компенсационного характера; повышающие коэффициенты за сложность и приоритетность предмета)
Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда (ФОТ) установление видов выплат НПА региона и ОМСУ (с учетом методических рекомендаций Департамента общего образования согласованных с Областным комитетом профсоюза работников образования) установление размера, порядка и условий выплат стимулирующего характера (локальными актами образовательного учреждения)
Расчет заработной платы по категориям
Рост абсолютного значения среднемесячной заработной платы
Темп прироста средней заработной платы (%)
Рост коэффициента соотношения среднемесячной заработной платы работников системы общего образования к среднеобластному уровню в экономике
Факторы, влияющие на рост абсолютного значения средней заработной платы учителей Индексация нормативов финансирования (прогноз индексов-дефляторов) Дополнительные средства на введение НСОТ Реструктуризация сети ОУ Оптимизация учебного плана, в т. ч. комплексная интеграция Сокращение численности избыточного персонала и неэффективных расходов, привлечение внебюджетных средств
Распределение ФОТ по категориям персонала В том числе до 5% от размеров ФОТ - стимулирующий фонд руководителей ОУ
Распределение фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала, учебно- вспомогательного персонала, обслуживающего персонала Распределение ФОТ АУП, УВП, ОП Стимулирующая часть не менее 30% Базовая часть не более 70% АП ~ 35% (в том числе фонд стимулирования руководителей в размере до 5%) УВП ~ 30% ОП ~ 25% оплата по ставкам (окладам) обязательные выплаты компенсационного характера
Схема оплаты труда педработников
Схема оплаты труда учителей
Среднестатистическая зарплата Учителя Средняя зарплата по области руб руб.
Из чего складывается зарплата среднестатистического учителя ( рубля). Оплата по тарифным ставкам (разрядам) р.52 % Ежемесячные доплаты и премия по итогам (квартал, полгода, год) за результат и качество работы р. 20 % (с учетом 14%) Оплата дополнительной (внеурочной работы) учителя: проверка тетрадей, заведование метод кабинета, и т.д р 12% Надбавки за в квалификационные категории и наличие званий (выплаты молодым специалистам) р.10 % За классное руководство (из федерального и областного бюджетов) 789 р.6,15 %
Преимущества новой системы оплаты труда и ожидание педагогических, социальных, экономических эффектов 1.Изменение соотношения среднемесячной заработной платы работников системы общего образования к среднеобластному уровню в экономике (=1); 2.Обеспечение глубокой дифференциации роста заработной платы, в том числе учителей, в зависимости от результатов и качества работы; 3.Привлечение в систему образования высококвалифицированных специалистов, в том числе молодых специалистов; 4.Обеспечение участия гражданского сообщества в оценке результатов работы учителя.
Создание условий для достижения ожидаемых результатов Качественная (с точки зрения правовой и содержательной составляющей) нормативно-правовая база; Совершенная (и совершенствующаяся) система оценки образовательной деятельности (ОУ и учителя !); Объективная оценка гражданского сообщества качества образовательной услуги (адекватной сложившейся социально- экономической ситуации региона и его места в экономике РФ; Поиск возможностей совпадения интересов всех участников образовательного процесса (заказчиков образовательных услуг, потребителей образовательных услуг, общественных организаций и работодателей, и в целом государства); Достаточное (?!) финансовое обеспечение линий проекта; Изменение психологии всех участников образовательного процесса в условиях рыночной экономики.
Нормативная правовая база по направлению «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)» Действующая на региональном уровне 1.Закон Томской области от ОЗ «Об оплате труда работников областных государственных учреждений». 2.Постановление Администрации Томской области от а «О часовой тарифной ставке по оплате труда работников областных государственных учреждений». 3.Постановление Администрации Томской области от а «Об утверждении Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Департаменту общего образования Томской области». 4.Постановление Администрации Томской области от а «Об увеличении фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений Томской области и мерах по обеспечению выплаты заработной платы с 1 февраля 2008 года». 5.Постановление Администрации Томской области от а «О новых системах оплаты труда работников областных государственных учреждений». 6.Методические рекомендации по стимулированию работников областных государственных (муниципальных) образовательных учреждений (письмо Департамента общего образования от /01-08 для муниципальных органов управления образованием, приказ от – для областных государственных учреждений, подведомственных Департаменту общего образования)
Нормативная правовая база по направлению «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)» Планируемая на региональном уровне 1. Порядок формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений, участвующих во внедрении комплексного проекта модернизации образования в Томской области. 2.Методические рекомендации по реализации мероприятий перехода на НСОТ. 3. Порядок расчета и установления должностных окладов, тарифных ставок работникам областных государственных учреждений. 4. Методические рекомендации по установлению порядка, размеров и условий выплат компенсационного и стимулирующего характера. 5. Методические рекомендации по применению региональных нормативных правовых актов по переходу на НСОТ.
Главная задача для обсуждения проекта НСОТ. Построение модели степени дифференциации стимулирующих выплат (объем заработной платы) в зависимости от уровня качественных образовательных достижений учителя. Взаимосвязь и взаимозависимость уровня качества и уровня заработной платы. Группировка дифференциации. Система анализа дифференциации и ее отражения электронным мониторингом.
Предполагаемые положительные эффекты внедрения НПФ и НСОТ Повышение финансово-хозяйственной самостоятельности ОУ; Привлечение наиболее квалифицированных специалистов в ОУ путем глубокой дифференциации оплаты труда и повышением статуса педагогического работника; Обеспечение доступного качественного образования; Оптимальность и эффективность использования бюджетных средств, решение проблемы переизбыточной численности работников; Возможность долгосрочного, перспективного планирования развития каждого образовательного учреждения и сети ОУ в целом; Повышение ответственности ОУ перед гражданским сообществом за качество образования.
Проблемы и риски при переходе на НСОТ и НПФ Неготовность работников ОУ (прежде всего педагогических) к внешней оценке результатов и качества работы; Отсутствие в ОУ опыта применения системы показателей для существенной дифференциации заработной платы; Несоответствие регулирующих НПА трудовому законодательству федерального уровня (в том числе по превышению компетенции региона); Столкновение интересов «полярных» групп участников образовательного процесса: профсоюзных организаций, (работники, в т.ч. учителя) и органы общественного самоуправления (родители, учителя) Недостаточная профессиональная подготовка руководителей ОУ по вопросам экономики и права, и, в следствии этого, отсутствие возможности и желания в проведении экономических реформ; Недостаточная организация системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров всех уровней в условиях действия принципов рыночной экономики; Отрицательная демографическая ситуация, приводящая к образованию большого количества малокомплектных школ и негативные социальные последствия, связанные с неадекватной реструктуризацией сети ОУ; Снижение доступности качественного образования в сельской местности.