К ак стать родителями читающего ребёнка Подсказки для заботливых взрослых
Д авая детям книгу, мы даём им крылья. Й.Лепман
«Читать – это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». К.Д.Ушинский
Три составляющие - СЕМЬЯ, ШКОЛА, БИБЛИОТЕКА - создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека XXI века
Книга и чтение – кладезь знаний, идей, мудрости и опыта.
В спомним, как шло формирование читателя – ребёнка в российской интеллигентной семье конца XIX – начала XX века…
«Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного…» В.Г.Белинский
Книги, которые читали в семье Достоевских
Совет: Р ассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Совет: Р азвивайте воображение вашего ребёнка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещённых в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
Совет: Е сли ваш ребёнок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в неё. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите её с ребёнком, оцените её с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
Мошков Максим Евгеньевич – составитель крупнейшей в России электронной библиотеки (с 1994 г.)
И НТЕРНЕТ – ресурсы, посвящённые литературе
Совет: Е сли ваш ребёнок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Совет: Е сли вы хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а ещё лучше – читающий вместе с ребёнком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Совет: Р азговаривайте о прочитанном так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
Совет: П оощряйте ребёнка в посещении библиотеки и её мероприятий. Берите его с собой, когда сами идёте в библиотеку. Учите пользоваться её фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребёнку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
Совет : П одпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя!) с учётом его интересов и увлечений. Пусть ребёнок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
И менно книга – такой простой и такой действенный способ объединить семью, сохранить тёплые, доверительные отношения, взаимопонимание, семейные традиции. Дружная семья, где все друг друга любят и друг о друге заботятся, - залог благополучия в мире. Ю.Фёдорова, журналист
Объединим наши усилия для того, чтобы будущее наших детей было счастливым и успешным!
Благодарю за внимание! Презентация: Н.В.Каржавина, 2011.