Тема: « Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования »
Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Качество школьного образования - это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование. Качество школьного образования - это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности: конкурентоспособность ОУ; качество подготовки выпускников; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; личностные достижения обучающихся и педагогов.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Качество образовательного процесса – совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника. совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Образованность - важнейшая результирующая характеристика качества ОП, носителем которой является личность обучающегося (выпускника); мера достижения личностью школьника такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, которая в наибольшей степени отвечает потребностям ее дальнейшего совершенствования и самореализации, потребностям общества.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Организация работы с детьми разных уровней активности НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ Психолого - педагогические особенности учащихся основные направления работы Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение; Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; Проводить минутки психологической разгрузки; Создавать особую эмоциональную атмосферу урока; Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Организация работы с детьми разных уровней активности ОТНОСИТЕЛЬНО - АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Психолого - педагогические особенности учащихся основные направления работы ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В СВЯЗИ С ИНТЕРЕСНОЙ ТЕМОЙ, СОДЕРЖАНИЕМ УРОКА ИЛИ НЕОБЫЧНЫМИ ПРИЕМАМИ ПРЕПОДАВАНИЯ; ОХОТНО ПРИСТУПАЮТ К НОВЫМ ВИДАМ РАБОТЫ, ОДНАКО ПРИ ЗАТРУДНЕНИЯХ ТАКЖЕ ЛЕГКО ТЕРЯЮТ ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ ТОРОПЛИВЫ ИХ ВНИМАНИЕ МОЖНО «ДЕРЖАТЬ» ВОПРОСАМИ, КОТОРЫЕ УЧАЩИЕСЯ задают САМИ В КОНЦЕ УРОКА ПО ТЕМЕ; ОХОТНО ПОЛЬЗУЮТСЯ ПЛАНОМ ОТВЕТА, ТАБЛИЦЕЙ, ОПОРНЫМ СИГНАЛОМ, АЛГОРИТМОМ; ДЛЯ НИХ ОЧЕНЬ ВАЖНА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА; ЭМОЦИОНАЛЬНО- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА ВЕСЬ УРОК
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Организация работы с детьми разных уровней активности ИСПОЛНИТЕЛЬНО - АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Психолого - педагогические особенности учащихся основные направления работы Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность; Предлагают оригинальные пути решения; Работают преимущественно самостоятельно; Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Побуждать к самостоятельности в учении; Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации; Создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.); Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Организация работы с детьми разных уровней активности ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Психолого - педагогические особенности учащихся основные направления работы Любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи; Стремятся к самовыражению через различные виды творчества Специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность; Создание условий для самореализации личности; возможности выразить свое особое отношение к миру.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Основные принципы обратной связи при дифференцированном обучении: - принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); - принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); - принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания); - принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания); - принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); - принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); - принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). - принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Положительные стороны дифференциации: - исключение уравниловки и усреднения детей; - исключение уравниловки и усреднения детей; - повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; - повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; - объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала; - объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала; - создание щадящих условий для слабых учащихся. - создание щадящих условий для слабых учащихся.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Современные педагогические технологии Объяснительно-иллюстративные технологии. Объяснительно-иллюстративные технологии. Информационно-коммуникативные технологии Информационно-коммуникативные технологии Личностно-ориентированные технологии Личностно-ориентированные технологии Технология модульного обучения Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения и воспитания Технология дифференцированного обучения и воспитания Развивающие технологии Развивающие технологии Акмеологические технологии Акмеологические технологии Технология обучения и воспитания без насилия Технология обучения и воспитания без насилия Технология проблемного обучения и воспитания Технология проблемного обучения и воспитания Технология полного усвоения знаний Технология полного усвоения знаний Технология сотрудничества Технология сотрудничества Технология коллективного взаимодействия Технология коллективного взаимодействия
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Выводы: с целью обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее: Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению; Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению; Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием; Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием; Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения; Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения; Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения. Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.
« Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования » Обращение к тебе, Учитель! Нет педагогической панацеи. Нет одного, «самого главного» приема. Радуга из одного цвета – нет радуги. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу. Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется. Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!