Федор Степанович Рокотов Авторы презентации: Плужникова Александра Страхов Михаил Желтов Роман 11 класс Г Школа 1173, Москва
Содержание: Рокотов Федор Степанович (биография) Рокотов Федор Степанович (биография) Портрет Александры Струйской Портрет Александры Струйской «Чистейшей прелести чистейший образец» «Чистейшей прелести чистейший образец»
Федор Степанович Рокотов Рокотов Федор Степанович, известный русский художник. Родился в 1735 году, был родом из крепостных крестьян подмосковного имения Воронцово. С 1760 года учится в петербургской Академии художеств. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится «Портрет Екатерины II в коронационном наряде»(1763) и портрет фаворита императрицы Григория Орлова. «Портрет императрицы Екатерины II»(1763)
Федор Степанович Рокотов В 60е годы Рокотов пишет ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека, индивидуальности характера. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. 1765), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века. В 60е годы Рокотов пишет ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека, индивидуальности характера. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. 1765), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Портрет В.И.Майкова
В 1775 году за копию с картины Джордано "Венера, Амур и Сатир", сделанную по гравюре Ф. Бартолоцци, Рокотов получает звание академика и навсегда покидает столицу. В Москве, куда переезжает Рокотов, формируется его мировоззрение, которое достаточно четко начинает проявляться в его творчестве с конца 60х годов. Именно в это время складывается своеобразная, "рокотовская" манера живописи, его индивидуальный творческий почерк. Чаще всего мастер пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека. Федор Степанович Рокотов
Федор Степанович Рокотов В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской(1772), В. Е. Новосильцевой (1780), В. Н. Суровцевой (1780), Е. В. Санти (1785).В женских образах Рокотова есть нечто общее - это богатство и красота внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. Умер Федор Степанович Рокотов 24 декабря 1808 года в Москве и похоронен в Ново-Спасском монастыре. Портрет графини Е.В.Санти
Федор Степанович Рокотов Портрет В.Н.СуровцевойПортрет В.Е.Новосильцевой
Портрет Александры Струйской Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Портрет Александры Струйской На полотне обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. В глазах ее – гордость и душевная чистота.Портрет написан переливами цветов, света и тени. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые в бледно-золотые. Александра Петровна – вторая жена богатого пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского. Она вышла замуж за Струйского в 1772 году. Вскоре после свадьбы супруги совершили путешествие в Москву, где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, художнику Рокотову, их фамильные портреты. Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи. Хозяйство не досаждало Александру Петровну, ее окружала атмосфера творчества и красоты. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. В столетнем саду, окружавшем его, можно было гулять по аллеям, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, мечтая, взирать на окружающую красоту... А потом к чаю спускался поэт и читал восторженные стихи…
Портрет Александры Струйской Благополучная супружеская жизнь длилась 24 года, до смерти Струйского в 1796 году. За это время Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых четверо были близнецами и десять умерли в младенчестве. Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. А для нас она так и осталась той прекрасной, в легкой дымке загадки и очарования, немного грустной и едва улыбающейся молодой женщиной с портрета Рокотова. Наверное, это была одна из самых красивых женщин восемнадцатого века...
«Чистейшей прелести чистейший образец» Словно чарующее видение возникает, возникает из дымки жемчужно-розовых тонов лицо Струйской с огромными печально-задумчивыми глазами. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Завораживает игра овалов - лица, нежных, женственных линий декольте и высокой напудренной прически с вольно змеящейся прядью…Но самое притягательное в Александре - ее глаза, такие глубокие и темные, что зрачок почти сливается с роговицей.. Весь ее образ таит какую-то загадку, тайну..