Мастер класс
Автор презентации Елфимова Т.А. школа 25 г. Бийска
Введение В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Принцип проблемности Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно- познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и в формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся.
Основная цель Цель создания проблемной ситуации на уроке заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Приёмы создания проблемной ситуации на уроках «Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблему там, где она есть» С.Л. Рубинштейн
Методы проблемной ситуации педагогические противоречия ситуация яркого пятна исключение подводящий диалог психологические поиск по индивидуальным вопросам психологический дискомфорт побуждающий к выдвижению гипотез
Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать или недостаточно полно обосновывают свои действия. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
Ситуация яркого пятна Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
Исключение Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Противоречие Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка задачи урока.
Определите часть речи больная Нарисуйте этот предмет замок