Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 97 имени дважды Героя Советского Союза П.А. Плотникова» Загадки фамилий учащихся моего класса Исследовательская работа по русскому языку Выполнила: Выполнила: Шабалина Вероника, ученица 6 класса Шабалина Вероника, ученица 6 класса Научный руководитель: Научный руководитель: Казакова Анастасия Васильевна Казакова Анастасия Васильевна Барнаул 2010
В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых: Лисичкин, Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин, Телкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин! С.Михалков «Смешная фамилия»
Флаг семьи. Сегодня у нас каждый получает фамилию при рождении, и большинство не может себе представить, что люди когда-то жили без фамилий. Фамилия (лат.familia), 1)семья, род. 2)родовое наименование,приобретаемое при рождении, изменении первоначальной фамилии усыновлении, в браке и переходящее по наследству. Фамилия (лат.familia), 1)семья, род. 2)родовое наименование,приобретаемое при рождении, изменении первоначальной фамилии усыновлении, в браке и переходящее по наследству. Собственные имена, относящиеся к людям называются антропонимами, а наука, которая занимается их изучением, - антропонимикой (от греч. anthropos "человек", onyma - "имя").
Процессы образования фамилий. Шли века, людей стало много. Появились большие города. Люди стали больше двигаться по стране и обходиться одними именами или прозвищами сделалось трудно. Появилась необходимость в фамилии – родовом имени. фамилии – родовом имени.
Откуда же люди брали фамилии? 1. Очень часто они вырастали из старых отчеств. 2. Нередки случаи, когда фамилия произошла от ремесла 3. Превращались в фамилии и прозвища 4. Есть фамилии, оканчивающиеся на « - ский»; они часто указывают, откуда, из каких мест пошел род этих людей.
Проблема исследования: выявить закономерности происхождения фамилий учащихся класса. Объект исследования: Процессы образования фамилий учащихся класса Предмет исследования: Фамилии учащихся класса как единицы современного русского языка. Цель исследования : изучение фамилий учащихся класса по способу их образования и определение лидирующих групп.
Задачи исследования: изучить и обработать результаты экспериментального опроса учащихся класса; изучить и обработать результаты экспериментального опроса учащихся класса; рассмотреть исторические основы возникновения и формирования фамилий в качестве теоретических положений представленного в работе анализа; рассмотреть исторические основы возникновения и формирования фамилий в качестве теоретических положений представленного в работе анализа; познакомиться с существующими наиболее значимыми словарями русских фамилий; познакомиться с существующими наиболее значимыми словарями русских фамилий; проанализировать и систематизировать фамилии учащихся класса. проанализировать и систематизировать фамилии учащихся класса.
Применялись следующие Применялись следующие методы исследования: методы исследования: изучение результатов экспериментального опроса учащихся класса, анализ научной и научно- методической литературы по теме исследования; изучение результатов экспериментального опроса учащихся класса, анализ научной и научно- методической литературы по теме исследования; выработка гипотезы; выработка гипотезы; работа со словарями: определение различных способов образования фамилий учащихся класса, выявление лидирующих групп; работа со словарями: определение различных способов образования фамилий учащихся класса, выявление лидирующих групп; проверка и уточнение гипотезы; проверка и уточнение гипотезы; формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных; формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных; подготовка реферата и презентации. подготовка реферата и презентации.
Загадки фамилий учащихся класса. В ходе работы мы провели экспериментальный опрос учащихся класса. Им предложено было ответить на 2 вопроса: Какая наука изучает фамилии? Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Результаты опроса представлены в виде диаграмм. Знаете ли вы, что означает ваша фамилия?
Исследование этимологии фамилий учащихся класса В своей работе мы проанализировали 21 фамилию учащихся. Все фамилии условно разделили на 4 группы по их образованию: 1. на основе мужского имени – в том числе: русского – ( Андреева, Дорофеев, Лукьянова, Минина, Матюнина, Наумова, Пятков, Гаврин.); из языков других народов – (Мирзоева, Джафарова); 2. от прозвища (нецерковного имени) – ( Шабалина, Вольский, Горлова, Конев, Тюнин, Куреева) 3. на основе звания или сословия – (Мурзина ) 4. от рода деятельности – (Шульц, Кожевников)
Заключение Соотношение этих групп показывает, что среди фамилий учащихся класса больше всего фамилий, образованных от мужских имён (отчеств), а также от прозвища (нецерковного имени). Самой малочисленной группой является образование фамилий на основе звания или сословия и рода занятий человека. Проведенная работа по исследованию способов образования фамилий показала, что большинство из них произошло от имен. А так как мы живем в Алтайском крае, на территории которого проживают люди разных национальностей, то среди фамилий учащихся класса выделяется группа образования от заимствованных имен и от прозвищ. В дальнейшем мне бы хотелось проанализировать фамилии учащихся других классов и сравнить полученные результаты.