Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 97 имени дважды Героя Советского Союза П.А. Плотникова» Загадки фамилий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее, Юниор!» Городская исследовательская конференция школьников 5-8 классов.
Advertisements

РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ЦЕЛЬ УРОКА Узнать: Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная? Что такое.
Исполнитель: Ельцова Анастасия, ученица 7 класса МКОУ СОШ 21 Руководитель: Зудова Ю.С., учитель русского языка и литературы.
Выступление - речь, высказывание (на собрании, перед публикой.) Публичный – осуществляемый в присутствии публики, открытый.
Урок-исследование «Наши фамилии» (ономастика и этимология)
Выполнил: Сухих Лидия, ученица 11б Руководитель: Яблокова Е.В. учитель русского языка и литературы Cюмсинской средней школы.
Актуальность С привычкой награждать людей обидными прозвищами необходимо бороться. Важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 535 ТЕМА ТЕМА «Моя родословная» «Моя родословная» Авторы :учащиеся.
1. Рассмотреть исторические основы возникновения и формирования фамилий. 2. Провести опрос одноклассников по проблеме исследования. 3.Выяснить с помощью.
Происхождение фамилий. Значение фамилий моих одноклассников.
История фамилий Выполнила: Краева Анастасия, 5 класс Руководитель: Жабунина Н.В.
Выполнила:Роот Анна, ученица 3 класса МКОУ «Оглухинская сош» Учитель: Рябоха Т.Г. Школьные прозвища.
История возникновения двойных фамилий. Цели работы: 1. Выяснить с помощью справочной литературы происхождение двойных фамилий и дать им толкование. 2.
МОУ Невонская СОШ 6 Нашиимена Работу выполнила Работу выполнила Ученица 5 класса Ученица 5 класса Васенина Наталья Васенина Наталья.
Кем был твой предок на Руси? Свою фамилию спроси! Внеклассное мероприятие в начальной школе Кучумова Н.В. учитель начальных классов МОУ «Белая СОШ»
История наших имен Выполнила ученица 8 класса Алексеева Раяна МАОУ «Сеитовская ООШ»
«Шумихинская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа «Происхождение названий животных, птиц, рыб и насекомых»
МБОУ»Переборская основная общеобразовательная школа» Как зовут? Как кличут? учащийся 7 класса Домрачев Станислав
III научная конференция школьников «Я ПОЗНАЮ МИР НАУК» Автор: Ломовских Александр, учащийся 3 класса Руководитель: Уварова М.А., учитель начальных классов.
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ» МОУ « ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 19» Что в имени.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 97 имени дважды Героя Советского Союза П.А. Плотникова» Загадки фамилий учащихся моего класса Исследовательская работа по русскому языку Выполнила: Выполнила: Шабалина Вероника, ученица 6 класса Шабалина Вероника, ученица 6 класса Научный руководитель: Научный руководитель: Казакова Анастасия Васильевна Казакова Анастасия Васильевна Барнаул 2010

В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых: Лисичкин, Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин, Телкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин! С.Михалков «Смешная фамилия»

Флаг семьи. Сегодня у нас каждый получает фамилию при рождении, и большинство не может себе представить, что люди когда-то жили без фамилий. Фамилия (лат.familia), 1)семья, род. 2)родовое наименование,приобретаемое при рождении, изменении первоначальной фамилии усыновлении, в браке и переходящее по наследству. Фамилия (лат.familia), 1)семья, род. 2)родовое наименование,приобретаемое при рождении, изменении первоначальной фамилии усыновлении, в браке и переходящее по наследству. Собственные имена, относящиеся к людям называются антропонимами, а наука, которая занимается их изучением, - антропонимикой (от греч. anthropos "человек", onyma - "имя").

Процессы образования фамилий. Шли века, людей стало много. Появились большие города. Люди стали больше двигаться по стране и обходиться одними именами или прозвищами сделалось трудно. Появилась необходимость в фамилии – родовом имени. фамилии – родовом имени.

Откуда же люди брали фамилии? 1. Очень часто они вырастали из старых отчеств. 2. Нередки случаи, когда фамилия произошла от ремесла 3. Превращались в фамилии и прозвища 4. Есть фамилии, оканчивающиеся на « - ский»; они часто указывают, откуда, из каких мест пошел род этих людей.

Проблема исследования: выявить закономерности происхождения фамилий учащихся класса. Объект исследования: Процессы образования фамилий учащихся класса Предмет исследования: Фамилии учащихся класса как единицы современного русского языка. Цель исследования : изучение фамилий учащихся класса по способу их образования и определение лидирующих групп.

Задачи исследования: изучить и обработать результаты экспериментального опроса учащихся класса; изучить и обработать результаты экспериментального опроса учащихся класса; рассмотреть исторические основы возникновения и формирования фамилий в качестве теоретических положений представленного в работе анализа; рассмотреть исторические основы возникновения и формирования фамилий в качестве теоретических положений представленного в работе анализа; познакомиться с существующими наиболее значимыми словарями русских фамилий; познакомиться с существующими наиболее значимыми словарями русских фамилий; проанализировать и систематизировать фамилии учащихся класса. проанализировать и систематизировать фамилии учащихся класса.

Применялись следующие Применялись следующие методы исследования: методы исследования: изучение результатов экспериментального опроса учащихся класса, анализ научной и научно- методической литературы по теме исследования; изучение результатов экспериментального опроса учащихся класса, анализ научной и научно- методической литературы по теме исследования; выработка гипотезы; выработка гипотезы; работа со словарями: определение различных способов образования фамилий учащихся класса, выявление лидирующих групп; работа со словарями: определение различных способов образования фамилий учащихся класса, выявление лидирующих групп; проверка и уточнение гипотезы; проверка и уточнение гипотезы; формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных; формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных; подготовка реферата и презентации. подготовка реферата и презентации.

Загадки фамилий учащихся класса. В ходе работы мы провели экспериментальный опрос учащихся класса. Им предложено было ответить на 2 вопроса: Какая наука изучает фамилии? Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Результаты опроса представлены в виде диаграмм. Знаете ли вы, что означает ваша фамилия?

Исследование этимологии фамилий учащихся класса В своей работе мы проанализировали 21 фамилию учащихся. Все фамилии условно разделили на 4 группы по их образованию: 1. на основе мужского имени – в том числе: русского – ( Андреева, Дорофеев, Лукьянова, Минина, Матюнина, Наумова, Пятков, Гаврин.); из языков других народов – (Мирзоева, Джафарова); 2. от прозвища (нецерковного имени) – ( Шабалина, Вольский, Горлова, Конев, Тюнин, Куреева) 3. на основе звания или сословия – (Мурзина ) 4. от рода деятельности – (Шульц, Кожевников)

Заключение Соотношение этих групп показывает, что среди фамилий учащихся класса больше всего фамилий, образованных от мужских имён (отчеств), а также от прозвища (нецерковного имени). Самой малочисленной группой является образование фамилий на основе звания или сословия и рода занятий человека. Проведенная работа по исследованию способов образования фамилий показала, что большинство из них произошло от имен. А так как мы живем в Алтайском крае, на территории которого проживают люди разных национальностей, то среди фамилий учащихся класса выделяется группа образования от заимствованных имен и от прозвищ. В дальнейшем мне бы хотелось проанализировать фамилии учащихся других классов и сравнить полученные результаты.