Проектная деятельность
История развития метода проектов Основоположником метода проектов является американский педагог и философ Джон Дьюи. В 1896 году, работая в экспериментальной школе при Чикагском университете, он предложил строить обучение на активной основе, через деятельность ученика, опираясь на идеи исследовательского обучения. Однако, метод проектов имеет более давнюю историю. Ещё в Римской империи в академии искусств создавались работы, которые назывались progetti, т.е. проекты. Их признаками были: ориентация на ученика, их работа была самостоятельной; предметом работы были практические проблемы; создавался конечный продукт: разрабатывались эскизы, планы, модели. Уильям Киллпатрик – американский педагог – разработал проектную систему обучения, опираясь на идеи Дьюи. Суть данного метода заключается в том, что дети вместе с учителем выполняют собственный проект, решают практическую (исследовательскую) задачу. Проект обычно предполагал три фазы: намерение, планирование, проведение. У. Киллпатрик ввёл 4 фазу – оценка проекта. В царской России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с американскими разработками. У истоков проектной деятельности был знаменитый российский педагог С.Т. Шацкий. Внедрялись эти идеи и в советской школе, но не всегда последовательно и обдуманно. В 1931 году решением ЦК ВКПб метод проектов был осуждён и более не использовался в школьной практике.
Актуальность использования метода проектов Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, именно школа и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Роль школы как базового звена образования очень важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет большое значение. Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который: 1. умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения); 2. обладает критическим и творческим мышлением; 3. владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Выпускник современной школы должен обладать определёнными качествами личности, в частности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией ( уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы); быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Метод проектов Проект – совокупность определённых действий, документов, замысел для создания реального объекта, теоретического продукта. Метод проектов – дидактическая система, которая способствует формированию навыков целеполагания, позволяющих обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве учителя. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой - либо проблемы. Решение проблемы предусматривает : - использование совокупности разнообразных методов и средств обучения ; - необходимость интегрирования знаний из различных областей науки, культуры, творчества. Проект имеет явную направленность на результат. Результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую.
Типология проектов (по Е.С. Полат) ПО ДОМИНИРУЮЩЕ Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТНО - СОДЕРЖАТЕЛЬ НОЙ ОБЛАСТИ ПО ХАРАКТЕРУ КООРДИНАЦИИ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬС КИЙ ТВОРЧЕСКИЙ РОЛЕВОЙ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАЦИОНН ЫЙ МОНОПРОЕКТЫ МЕЖПРЕДМЕТН ЫЕ НАДПРЕДМЕТН ЫЕ С ОТКРЫТОЙ СО СКРЫТОЙ ЛИЧНОСТНЫЕ ПАРНЫЕ ГРУППОВЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДОЛГОСРОЧНЫЕ
Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии ПодготовкаОпределение темы и целей проекта Планированиеа) определение источников информации. б) определение способов сбора и анализа информации. в) определение способа представления результатов. г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. д) распределение задач(обязанностей) между членами группы ИсследованиеСбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения РезультатыАнализ информации. Формулирование выводов. Презентация (отчёт) Оценка результатов и процесса Возможные формы отчёта: устный, устный с демонстрацией материалов, письменный.
Проектный метод направлен на… Развитие критического мышления : - аналитическое ; - ассоциативное ; - логическое ; - системное. Развитие творческого мышления : - пространственное воображение ; - самостоятельный перенос знаний ; - комбинаторные умения ; - прогностические умения.
Функции ученика ставят цели и сами их реализуют ; учатся работать в группах ; соотносят свои цели с задачами других ; получают реальный продукт коллективной работы ; самооценка.
Функции учителя Помогает ученикам в поиске нужных источников информации ; Координирует весь процесс ; Поощряет участников проекта ; Поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Проектное обучение активизирует истинное учение учащихся, потому что оно : личностно ориентировано ; поддерживает педагогические цели на всех уровнях ; самомотивируемо ; позволяет учиться на собственном опыте ; использует множество дидактических подходов
Учебно-методический проект УМП – проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе. Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел реализация рефлексия.