Программа индивидуального развития ребёнка и текущие результаты её реализации (на примере ученика 4 Л класса Виноградова Максима) Автор: Николаева Лариса Павловна, классный руководитель 4л класса МОУ СОШ 62 г.Чебоксары
Поступление в школу – ответственный момент как для ребёнка и его родителей, так и для учителя. Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют «трудными». Сегодня возраст «трудных» детей помолодел. Такие учащиеся не мотивированы на учебную деятельность, не имеют привычки работать, ленивы, переменчивы в настроении и поведении, часто бывают агрессивны, у них отсутствуют коммуникативные навыки. Программа индивидуального развития ребёнка- шаг к решению обозначенной проблемы.
Концептуальные основы программы. Содержание и технология реализации. Проектируемые результаты. Риски. Диагностика личностного роста.
Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития индивидуальности каждого ребёнка.
Сформировать сплочённый классный коллектив учащихся: - через развитие коммуникативных способностей учеников; - через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, психолога, социолога, ученика и родителей. Развивать познавательную активность в процессе обучения и воспитания. Воспитывать качества каждого ребёнка в зависимости от его личных особенностей, интересов, склонностей, состояния здоровья, характера и психики. Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных возможностей ребёнка. Подготовить к адаптации школьной жизни и успешному переходу в пятый класс.
Содержание и технология реализации программы программы воспитательны е возможности семьи ; воспитательны е возможности детского коллектива ; причины, приведшие к трудностям в поведении ученика.
Отношение к обществу – любит и бережёт природу, побуждает к бережливому отношению других; интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; участвует в делах класса и привлекает к этому других. Отношение к себе – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй воли; добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.
Отношение к умственному труду – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями то, о чём прочитал; стремиться учиться как можно лучше, помогать другим; имеет любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно. Отношение к физическому труду – находит полезные дела в классе, организует товарищей на творческий труд ; хорошо трудится без контроля со стороны взрослых; бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других.
Доброта и отзывчивость – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; отзывчив к друзьям и близким, сверстникам; сочувствует и помогает слабым ; честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других.
Семьи Индивидуальные беседы Анкетирование Посещение семьи Детского коллектива «Урок физкультуры» «Солнце, тучка, дождик» «Подарки» «Пьедестал» Социометрия «Круги на воде» «Мультфильм о нашем классе» «Аукцион» «Необитаемый остров» «Портретная галерея» Самого ребёнка Изучение медкарты «Мой портрет в интерьере» «Десять моих «Я»» «Звезда эстрады» «Мои любимые вещи» «Градусник» «Остров невезения» «Лесная школа» «Что такое хорошо» Анкетирование Наблюдение Посещение семьи Посещение кружков, где занимается ребёнок
Семья, в которой воспитывается Максим, полноценная. Состоит из трёх человек. Мама – Виноградова Ольга Васильевна, папа- Виноградов Евгений Петрович очень часто бывает в командировках. Оба родителя – частные предприниматели. Семья обеспеченная, живёт в достатке, квартира, где проживает семья, благоустроенная. К своему сыну относятся с безграничной любовью, воспитывают во вседозволенности. Мама с папой не признавали ошибок Максима. У мальчика не было понятия о том, что можно делать, а что – нельзя. К достижению своей цели мог использовать любые методы. Девочкам относился неуважительно. Дети в классе боялись Максима, подчинялись ему и в этом боялись признаться взрослым. Мальчик стремился быть неформальным лидером. По темпераменту – холерик с сангвиником. Очень подвижный, неусидчивый. Самооценка – высокая. Любимые занятия – гулять на свежем воздухе, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. В школу ходить Максиму нравилось «потому, что на переменах можно побегать…». Любит физкультуру, чувашское слово. Трудности возникают по предметам: трудовое обучение, математика, русский язык. Мотивация к учебной деятельности – низкая. Ни в какие кружки не ходил. (1 -2 класс)
С родителями Работа с психологом школы Традиции семьи Вовлечение во внеклассную деятельность Беседы Работа с социальным педагогом
С классом Совместные внеклассные мероприятия Шефство над слабыми учащимися Классные часы Тренинги Экскурсии в музеи, театры Проектная деятельность
С учеником Индивидуальная работа по предметам в ГПД Участие В самоуправлении класса Участие в Академии для самых маленьких Чтение книг об этикете Наблюдение, поиск положительных сторон Привлечение студентов Педагогика театрализации Привлечение к общественно- полезному труду Занятия с психологом Беседы, тренинги, игры, кл. часы. Запись в кружки
В итоге проведённой работы получены следующие результаты: Максим мотивирован на учебную деятельность; Домашнее задание выполняет аккуратно по всем предметам; Интересуется книгами, делится впечатлениями о прочитанном Мальчик с увлечением участвует в делах класса и привлекает к этому других; Научился уступать девочкам; Бережёт своё и чужое имущество; На замечания детей и взрослых реагирует адекватно.
1.Классные часы.4 класс. Составитель Н.А.Горбунова.- Волгоград:Учитель- АСТ,2004. – 112с. 2.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя:1-4 классы.-М.:ВАКО, с. 3.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- М.:АСТ:Астрель, с. 4.Санагостино П. Как воспитывать уверенного в себе ребёнка…Пер. с итал.- СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», с. 5.Николаева Л.П. Причина и коррекция асоциального поведения детей младшего школьного возраста. // Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской Республики. Москва – Чебоксары, 2006 – с. 73 – Николаева Л.П. Детская ложь. Мотивы и причины. Экспериментальные исследования. // Вестник Чебоксарского филиала Московского Государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова - 4 – 2007 – с. 50 – 55.