Проектирование образовательной среды в учреждении : опыт, исследования, результаты Н. В. Борисанова, ДДТ « У Белого озера », г. Томск
Образовательная среда : модный тренд или образовательная реальность ? традиционно средовые практики ( Монтессори, Вальдорф …) авторские школы ( А. Н. Тубельский, В. А. Караковский …) « наука » ( Е. А. Климов, Г. А. Ковалёв, О. Дункан, Л. Шноре, А. А. Бодалев, С. Д. Дерябо, Т. М. Марютина, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.) ФГОС ( развивающая среда ) « зачем нам ещё и среда ?»
Школа, учреждение доп. образования в условиях внедрения ФГОС Образовательная среда школы ? Внеурочная деятельность ? Образовательная среда учреждения доп. образования Образовательная среда семьи Информационная среда ( интернет, СМИ ) Социальная, культурная среда города
КУЛЬТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (Л.Г.Логинова) Школьное образование (основное) Внешкольное образование (дополнительное) Формальное образование Неформальное образование Информальное образование образование
Ценностно-целевой компонент Содержательный компонент Организационно- управленческий компонент Аналитико- рефлексивный компонент Интеграция в единое образовательное пространство – это не простая ассимиляция, тем более не поглощение сильным (в каких-то отношениях) сообществом слабого, а добровольное взаимовыгодное движение к такой целостности, которая воплощает в себе лучшие характеристики интегрируемых субъектов (Л.Г.Логинова)
Встреча с методикой векторного моделирования среды В. А. Ясвина : « поверить алгеброй гармонию » ( или дисгармонию ), понять самих себя Составляющие « встречи »: Открытие, удивление, « примерка » Адаптация методики Моделирование исходного состояния Исследование динамики изменений и влияний среды Проектирование желаемой среды, управленческой и педагогической деятельности по её изменению
Анализ состояния образовательной среды ДДТ (2005) Параметры образовательной среды ДДТ(общая) Музыкальный отдел «Лира» Центр дошкольного образования «Лучики» Многопрофильный клуб «Огонек» Многопрофильный клуб «Смена» Главный корпус
Анализ состояния образовательной среды ДДТ (2005) Педагоги Дети, родители
Результаты исследования образовательной среды для педагогического коллектива 1. Насыщение педагогического пространства информацией о ресурсах и возможностях образовательной среды, её влиянии на личность педагога и воспитанника. 2. Определение типа образовательной среды детских объединений, СП, ДДТ, параметров среды 3. Актуализация знаний и представлений педагогов о роли различных компонентов образовательной среды. 4. Проблематизация педагогической практики, изменение отношения педагогов к исследовательской и проектной деятельности. 5. Фокусировка внимания педагогов на проблеме развития образовательной инициативы.
Результаты исследования образовательной среды для самих исследователей 1. Формирование компетенций самостоятельного получения знаний, действия в ситуации неопределенности. 2. Развитие способности систематизировать информацию, наблюдать. 3. Формирование навыков само – и взаимообучения, рефлексии, презентации. 4. Расширение рамок представлений об образовательной среде собственных объединений и СП в целом. 5. Проявление проблем и дефицитов педагогической деятельности. 6. Реальная возможность смены позиции в образовательном пространстве ДДТ и пространстве собственного образования.
Результаты исследования образовательной среды Для учреждения : Наличие разработанного инструментария мониторинга состояния среды и его влияния на субъектов образовательного процесса Положительная динамика изменений образовательной среды учреждения ( преобладание среды творческого типа, динамика параметров и компонентов среды ) расширение границ среды Запуск исследования образовательного запроса, наличие данных о запросе Расширение границ среды, запуск и успешная реализация сетевых образовательных проектов и программ Погружение учреждения в среду инновационного сообщества
Благодарю за внимание, коллеги! Контакты: 8 (3822) – научно-методическая служба ДДТ «У Белого озера» 8 (3822) (тел., факс) – директор ДДТ В.И.Волкова Сайт ДДТ: ddt.tom.ru