Курс внеурочной деятельности «Тропинка к здоровью» Педагог-психолог: Савоськина Т.Е. МОУ «Дружбинская средняя общеобразовательная школа»
Термин «здоровье», согласно ВОЗ, определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Выделяют 10 наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье человека: 1. профилактика вредных привычек; 2. культура питания; 3. оптимальные физические нагрузки; 4. эмоциональное благополучие; 5. сон, отдых; 6. экологический фактор; 7. личная гигиена; 8. своевременная медицинская помощь; 9. социально-экономический фактор; 10. наследственность.
Компоненты психического здоровья: успешная социальная адаптация; принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность (труд, учеба); способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться (способность к бесконфликтному, деловому, доверительному общению); позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни).
Курс внеурочной деятельности Тропинка к здоровью – одна из форм работы по укреплению психологического и физического здоровья младших школьников на этапе первичной адаптации к школе и организации внеурочной деятельности учащихся первого класса в рамках введения Стандартов второго поколения.
Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе, укрепление физического здоровья ребенка.
Задачи: создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); принятие детьми своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей; развитие рефлексии первоклассников, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков; повышение общей подвижности ребенка и произвольной регуляции движений, профилактика заболеваний.
Ролевые игры Психогимнастика Арт-терапия Коммуникативные игры Игры, направленные на развитие воображения Подвижные игры Релаксационные методы Звуко-дыхательные упражнения Визуализации.
Успешная социальная адаптация первоклассников. «Первый раз в первый класс» (11 ч.) 1 блок Эмоциональное благополучие, конструктивное взаимодействие. «Перекрестки возможностей» (43 ч.) 2 блок Физическое здоровье детей. «Движение тела – движение мысли» (12 ч.) 3 блок
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., Беличева С.А., Коробейников И.А., Кумарина Т.Ф. Диагностика школьной дезадаптации. - М., Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. - М., Гшенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. - Екатеринбург, Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. - М., И.Коноваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. -М., 1999 Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.: АСТ-Пресс, 2009г.