Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа»
Основные проблемы, возникающие в период адаптации пятиклассников Много новых учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; Непривычное расписание (новый режим); Новый классный руководитель; Новые дети в классе; В средней школе мы снова – маленькие, а в начальной были уже большими; Проблемы взросления (подросткового периода) пятиклассник
Задачи психологической службы: Сопровождение и отслеживание основных психологических показателей у детей младшего и среднего школьного возрастов; Создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований, установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями); Повышение уровня психологической готовности детей к новой ситуации обучения; Формирование предпосылок познавательной, коммуникативной, когнитивной сферы для преодоления сложностей.
Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школе Психологическая диагностика Консультативная работа с педагогами и родителями Профилактическая работа Коррекционно-развивающая работа Аналитическая работа
Психологическая диагностика Направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Исследование характера тревожности учащихся (Тест школьной тревожности Филлипса); Исследование уровня учебной мотивации; Изучение социального статуса учащихся (Шкала приемлемости); Субъективное отношение к обучению в среднем звене (Анкета «Незаконченные предложения»);
Консультативная работа с педагогами и родителями Организация семинаров, для классных руководителей и учителей - предметников (знакомство с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им); Организация родительских собраний (знакомство с психологическими особенностями детей этого возраста, с проблемами, которые могут возникнуть в начале обучения и какую помощь могут оказать родители).
Профилактическая работа Осуществляется психологом через тренинговые занятия направлена на оказание психолого-педагогической поддержки каждому пятикласснику в период адаптации в среднем звене. Программы: «Новичок в средней школе»; «Первый раз в пятый класс!»
Коррекционно-развивающая работа Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Занятия индивидуальные или в микрогруппах.
Аналитическая работа Направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы. Анализ факторов, влияющих негативно или позитивно на адаптацию детей.
Динамика показателей диагностического обследования пятиклассников школы 845 Всего в обследовании приняло участие около 175 пятиклассников
Сравнительные показатели диагностики школьной тревожности учащихся 5-х классов
Наиболее высоки показатели по следующим факторам тревожности: страх самовыражения страх ситуации проверки знаний проблемы и страхи в отношениях с учителями страх не соответствовать ожиданиям окружающих
Сравнительные показатели социального благополучия учащихся 5-х классов
Сравнительные показатели субъективного отношения к обучению в среднем звене учащихся 5-х классов
Диагностическая работа, проведенная педагогом-психологом в четвертом классе ( уч.г.)
Хочется ли тебе перейти 5 класс? Почему?
Что ты ожидаешь от себя в 5 классе? Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?
Что ты ожидаешь от учителей в 5 классе?
Что ты ожидаешь от родителей?
Что тебя пугает, чего боишься, что плохого ждешь от 5 класса?
Что хорошего ждешь от 5 класса?
Диагностическая работа, проведенная педагогом-психологом в пятом классе ( уч.г.)
В школе мне больше всего нравится
В школе мне больше всего не нравится
Я больше всего люблю уроки
Я больше всего не люблю уроки
Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий
Мои учителя часто говорят, что я…
Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я…
В пятом классе учиться стало
Выводы и рекомендации: Таким образом, мы видим, что ситуация адаптации пятиклассников в среднем звене в той или иной мере вызывает повышенную тревожность. Поэтому очень важно проводить профилактическую работу. Учителя-предметники, работающие в пятом классе «переключаются», т.е. настраиваются на возрастные особенности пятиклассников, вспоминают методы работы с ними (посещают уроки четвертого класса, проводят совместные уроки); Вырабатываются, последовательные и устойчивые требования, объясняют ребятам, почему они необходимы, Знакомим родителей с программой и требованиями по предмету; рассказываем об основных проблемах, возникающих в период адаптации в среднем звене. Проводим мероприятия (тренинговые занятия, классные часы) с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации, поддерживаем и развиваем в детях интерес к знаниям, помогаем им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.