Оптимизация обучения волейболу.
Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу ловкость, быстроту и выносливость. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках и метаниях, поэтому при правильном обучении учащиеся усваивают их сравнительно легко. Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу ловкость, быстроту и выносливость. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках и метаниях, поэтому при правильном обучении учащиеся усваивают их сравнительно легко.
Как показывает практика, самая интересная игра – та, в которую умеешь играть. Поэтому учащимся на занятиях надо предлагать разнообразные упражнения и игры, обучать правилам и приемам различных игр. В дальнейшем они сами сделают выбор, в зависимости от условий, в которых будут находиться, и личной заинтересованности.
Дети лучше воспринимают игровые приемы и овладевают ими в учебных играх с ограничением фиксации технических ошибок. Бытующие мнение о том, что не чистая игра быстро закрепляется и затем трудно поддается исправлению, нельзя считать серьезным. С возрастом и овладением игровыми приемами у детей легче исправить техническую ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного фиксирования ошибок, внушений или свистков, которые снижают интерес детей к волейболу. Дети лучше воспринимают игровые приемы и овладевают ими в учебных играх с ограничением фиксации технических ошибок. Бытующие мнение о том, что не чистая игра быстро закрепляется и затем трудно поддается исправлению, нельзя считать серьезным. С возрастом и овладением игровыми приемами у детей легче исправить техническую ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного фиксирования ошибок, внушений или свистков, которые снижают интерес детей к волейболу.
Учебная программа позволяет вносить изменения, и при желании всегда можно увеличить время, предназначенное для занятий волейболом, за счет других разделов программы. Можно и вовсе заменить один из разделов программы, если нет условий для соответствующего обучения. Школьные соревнования по волейболу во внеурочное время, проводимые параллельно с изучением раздела Волейбол на уроках, позволяют значительно расширить количество часов, отводимых на данный вид спорта. Кроме того, такие соревнования стимулируют обучение и повышают интерес к урокам. Учитывая вышесказанное, учитель всегда может набрать необходимое количество часов на изучение волейбола. Учебная программа позволяет вносить изменения, и при желании всегда можно увеличить время, предназначенное для занятий волейболом, за счет других разделов программы. Можно и вовсе заменить один из разделов программы, если нет условий для соответствующего обучения. Школьные соревнования по волейболу во внеурочное время, проводимые параллельно с изучением раздела Волейбол на уроках, позволяют значительно расширить количество часов, отводимых на данный вид спорта. Кроме того, такие соревнования стимулируют обучение и повышают интерес к урокам. Учитывая вышесказанное, учитель всегда может набрать необходимое количество часов на изучение волейбола.
Однако не надо забывать о том, что научить школьника играть в волейбол требуется к окончанию школы, а не ранее того. Другими словами, ученик должен овладеть соответствующими приемами (техника, тактика) в полном объеме в 11 классе. Однако не надо забывать о том, что научить школьника играть в волейбол требуется к окончанию школы, а не ранее того. Другими словами, ученик должен овладеть соответствующими приемами (техника, тактика) в полном объеме в 11 классе.
Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где партнеры поочередно меняют функции (основные и вспомогательные), где можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях или в их сочетаниях. В дальнейшем (при овладении техникой) количество упражняющихся можно увеличить до трех (удар, прием, передача). Увеличение занимающихся с одним мячом до четырех человек и более снижает эффективность упражнений, так как уменьшается плотность занятий. Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где партнеры поочередно меняют функции (основные и вспомогательные), где можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях или в их сочетаниях. В дальнейшем (при овладении техникой) количество упражняющихся можно увеличить до трех (удар, прием, передача). Увеличение занимающихся с одним мячом до четырех человек и более снижает эффективность упражнений, так как уменьшается плотность занятий.
Тактику разучивают параллельно с техникой. Если техника говорит о том, как надо правильно выполнять тот или иной прием (элемент), то тактика – какой из приемов в данный момент целесообразнее выполнить (выбрать), куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке в той или иной игровой ситуации и т.д. Тактику разучивают параллельно с техникой. Если техника говорит о том, как надо правильно выполнять тот или иной прием (элемент), то тактика – какой из приемов в данный момент целесообразнее выполнить (выбрать), куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке в той или иной игровой ситуации и т.д.
Обучение тактике в школе надо проводить параллельно с обучением технике. Как только учащиеся освоили начальные упражнения технике, которые выполняли индивидуально, они переходят к работе в парах, значит, пришло время для обучения тактике. Такой подход гораздо эффективнее и требует меньше времени для обучения как технике, так и тактике, потому что здесь одно помогает другому. Дело в том, что дети не всегда понимают, почему надо так, а не иначе выполнять технические приемы. Поэтому выполняют их так, как считают нужным в данных условиях, а условия эти сильно отличают от игровых. Обучение тактике в школе надо проводить параллельно с обучением технике. Как только учащиеся освоили начальные упражнения технике, которые выполняли индивидуально, они переходят к работе в парах, значит, пришло время для обучения тактике. Такой подход гораздо эффективнее и требует меньше времени для обучения как технике, так и тактике, потому что здесь одно помогает другому. Дело в том, что дети не всегда понимают, почему надо так, а не иначе выполнять технические приемы. Поэтому выполняют их так, как считают нужным в данных условиях, а условия эти сильно отличают от игровых.
Кроме того, дети с трудом переключаются с одних условий работы на другие. Да и для привыкания к новому месту требуется время. Именно поэтому тренировочное место на площадке должно быть такое же, как и в игре.
Обучение тактике волейбола в общеобразовательной школе имеет ряд особенностей по сравнению со спортивной школой, которые надо обязательно учитывать при выборе соответствующей методики. Ее особенности таковы: обучение проводится в условиях сильно ограниченного времени, отведенного на изучение данного раздела учебной программы; обучать волейболу фрагментарно, в соответствии с программой и возрастом занимающихся; одинаково обучать всех, независимо от их способностей и желания. Обучение тактике волейбола в общеобразовательной школе имеет ряд особенностей по сравнению со спортивной школой, которые надо обязательно учитывать при выборе соответствующей методики. Ее особенности таковы: обучение проводится в условиях сильно ограниченного времени, отведенного на изучение данного раздела учебной программы; обучать волейболу фрагментарно, в соответствии с программой и возрастом занимающихся; одинаково обучать всех, независимо от их способностей и желания.
Все вышеперечисленные методические рекомендации способствуют более быстрому обучению тактике волейбола и игре в целом. А это в свою очередь приводит к тому, что дети начинают проявлять больший интерес к волейболу и с удовольствием в него играют. Однако учителю не стоит огорчаться, если школьники слабо усвоят тактику игры на первом году обучения. Систематическая работа из года в год обязательно даст свои плоды и приведет к хорошим результатам по окончании обучения ребят в школе.
Поэтому основной акцент при обучении тактике игры на начальном этапе должен быть сделан на взаимодействие двух игроков. Только после усвоения парных тактических упражнений можно переходить к упражнениям в тройках и в составе команды. Упражнения в парах позволяют игрокам постоянно работать с мячом, а не находиться в состоянии ожидание его прилета. Данное состояние психики не свойственно начинающим. Поэтому в командной игре они быстро отключаются и расслабляются, утрачивают возможность предвидеть развитие игровой ситуации, а следовательно, не способны продолжать игру, когда мяч вдруг (именно вдруг) попадет к ним. Поэтому основной акцент при обучении тактике игры на начальном этапе должен быть сделан на взаимодействие двух игроков. Только после усвоения парных тактических упражнений можно переходить к упражнениям в тройках и в составе команды. Упражнения в парах позволяют игрокам постоянно работать с мячом, а не находиться в состоянии ожидание его прилета. Данное состояние психики не свойственно начинающим. Поэтому в командной игре они быстро отключаются и расслабляются, утрачивают возможность предвидеть развитие игровой ситуации, а следовательно, не способны продолжать игру, когда мяч вдруг (именно вдруг) попадет к ним.
Волейбольные сетки и площадки. В стандартных школьных спортивных залах размерами м. можно проводить занятия с использованием трех сеток, одной основной и двух дополнительных. Дополнительные сетки вешают параллельно основной на одинаковом расстоянии от средней линии и лицевой стены спортивного зала, причем дополнительные сетки можно подвешивать только за верхний край, не используя тросы. Это позволяет их быстро снимать и вешать в случае необходимости.
Использование трех сеток дает возможность разделить спортивный зал на две равные игровые площадки (между ними – основная сетка). Каждая такая площадка ограничена боковыми линиями волейбольной площадки (продолженными до лицевой стены зала ограничительными линиями зоны подачи средней линией спортивного зала и его лицевой стеной. В данном случае занятия проводятся не на стандартной, а на уменьшенной в два раза площадке. Это позволяет вдвое увеличить количество занимающихся (24 вместо 12) Использование трех сеток дает возможность разделить спортивный зал на две равные игровые площадки (между ними – основная сетка). Каждая такая площадка ограничена боковыми линиями волейбольной площадки (продолженными до лицевой стены зала ограничительными линиями зоны подачи средней линией спортивного зала и его лицевой стеной. В данном случае занятия проводятся не на стандартной, а на уменьшенной в два раза площадке. Это позволяет вдвое увеличить количество занимающихся (24 вместо 12)