« Поможем ребенку сосредоточится !»
Если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, то Для начала необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника.
Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, память, воображение и действие.
Легко быть внимательными, когда смотришь интересный фильм либо интересную футбольную игру, но очень трудно быть внимательным, когда надо учить не очень интересный и трудный урок. Это происходит потому, что в двух этих случаях мы встречаемся с разными видами внимания: непроизвольным непроизвольным (в случае с интересным фильмом) произвольным произвольным ( в случае с уроком)
Виды внимания Непроизвольное Его могут привлечь две группы объектов: Внешние свойства предметов: громкие неожиданные звуки яркие световые явления резкие вкусы, сильные запахи что–то новое. Все, что интересно, а интересно для человека чаще всего то, что связанно с его основными, любимыми занятиями в жизни или с тем делом, которое для него важно. Не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они завладевают нашим вниманием !!! Произвольное оно имеет активный характер связано с сознательно поставленной задачей, с волевым усилием. факторы произвольного внимания цель, мотив, установка. Человек как бы говорит себе: «Мне надо быть внимательным, и я заставляю себя быть таковым» Хозяином произвольного внимания является сама личность.
Развитие внимания ребенка Развитие внимания ребенка процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Развитие концентрации внимания Основной тип упражнений корректурные задания. В них ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений: упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения образца (последовательность букв, цифр, узоров) прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
Увеличение объема внимания Увеличение объема внимания Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Тренировка распределения внимания Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (примерно 5–10 минут) чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки счет предметов и воспроизведение стихотворения…. По окончании упражнения определяется эффективность выполнения каждого задания.
Развитие навыка переключения внимания Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания (подчеркивания) букв. А П Р Т Т О Р Н К М И А С В А П И Н Р К М Т О Л Р Г Т П И Н К М П К С М А И Н И П Т Н П Н Я В С Е Д Ж Е П Н М А В К Р О Т Л Д Т В М Р Б Л Н Г Р Д Ж
Что такое нарушение внимания? Обычно, говорят о нарушении отдельных свойств внимания – объема, переключения, концентрации…, но есть и другие причины
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Как проявляется избыточная двигательная активность импульсивность слабая концентрация высокая отвлекаемость Что делать От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны взаимодействовать в тесном контакте с медиками, педагогами, психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
Возрастные ограничения в развитии внимания Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Оно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания и контроль за выполнением деятельности. На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания повышается его устойчивость развиваются навыки переключения, распределения. Считается, что младший школьный возраст (7-10 лет) является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.
Переутомление и перегрузки рабочий день школьника не ограничивается учебными занятиями посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). график функционирования школьника расписан с утра до вечера (ученик едва успевает подготовить домашнее задание) времени на полноценный отдых практически не остается дети плохо высыпаются Перегрузки: физические, психологические, информационные неизбежно приводят к снижению работоспособности повышению невнимательности и рассеянности детей.
Недостаточная мотивация выполнения деятельности речь о невнимательности заходит тогда, когда от детей требуется выполнение чего- то малопривлекательного, не интересного в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа она не может пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. тогда, для поддержания внимания приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности желание получить хорошую отметку удостоиться похвалы взрослого избежать наказания повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его познавательной активности интереса к интеллектуальной деятельности развитием мотивационной сферы развитием волевых качеств Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.
Индивидуальные особенности нервной системы Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии определенных качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.
Для развития внимания придуманы разнообразные игры и упражнения. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.
Самое главное в таких занятиях заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.