Проектная деятельность на уроках в начальных классах. Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке и наиболее целесообразной формой использования считаю метод проектов.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости этого метода. Многие темы уроков позволяют использовать метод проектов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Структура проектирования состоит из трех этапов: Ι этап. Погружение в проект. ΙΙ этап. Организационный ΙΙΙ этап. Осуществление деятельности IҮ этап. Обработка и оформление результатов проекта. Презентация.
Правила для педагога- руководителя проектов: Ориентируюсь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. Стремлюсь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. Стараюсь меньше заниматься наставлениями. Не сдерживаю инициативы детей.. Учу способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. Стараюсь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. исследовательские коммуникативные оценочные информационные рефлексивные Обучение с использованием проектов в начальной школе оказывает влияние на следующие умения:
Ι этап. Погружение в проект. Выбираются и формулируются проблемы, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. Найти практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Изучение птиц, зимующих в нашем городе. Поиски интересной информации об этих птицах ( чем питаются и т.д.) Рисунки птиц. Изготовление кормушек «Как помочь птицам зимой»
«Дикие животные» Изучение диких животных: их повадки Поиски интересной информации о диких животных( хрестоматия, интернет, энциклопедия) Рисунки диких животных Изготовление коллажа.
Какова роль грибов в природе? 1 группа Исследователи Как правильно собирать грибы? 2 группа Экологи Какие грибы относятся к съедобным, а какие к несъедобным? 3 группа Медики ΙΙ этап. Организационный Выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Информационно - творческий проект «Грибы - часть живой природы» 4 группа Написание, подбор сказок, загадок о грибах 4 группа Литераторы
Посещение библиотеки «Откуда пришли имена?» Семейный опрос «Как мне выбирали имя?» Поиск информации «Что обозначает мое имя?» Составление именной книги, оформление обложки. IҮ этап. Обработка и оформление результатов проекта. Презентация. Представление исследовательских и творческих проектов, демонстрация понимания задачи работы, обсуждение и анализ полученной информации. «Именная книга» ΙΙΙ этап. Осуществление деятельности Поиск необходимой информации, сбор данных: изучение литературы, проведение опроса, анкетирование, использование сети Интернет.
Окружающий мир «Дикие и домашние животные» Литератур ное чтение Произведе- ния о животных Технология «Коллаж «Дикие животные» Объединение тем при составлении календарно – тематического планирования Проекты в урочной деятельности
В чем же заключается педагогическая значимость методов творческих проектов? Развивает личность каждого ребенка. Открывает возможности формирования жизненного опыта. Реализует принцип сотрудничества учащихся и учителя. Сочетает коллективное и индивидуальное творчество. Стимулирует творчество и самостоятельность.
«К школьнику необходимо относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» В.А. Сухомлинский Результаты применения проектной технологии: Развитие творческих способностей Повышение качества знаний Развитие коммуникативных качеств