«Модель психологического сопровождения подростковой предпрофильной школы РО» Сиухина Л.Г. Корчагина О.И.
Обоснование необходимости проекта. - с 1997 года разработан и реализован курс «Уроки развивающей психологии», созданный на основе курса Г.А. Цукерман «Психология саморазвития»; - в 2000г. создана авторская модель комплексной психологической диагностики учащихся классов РО с 1 по 9 класс; - с 2000 по 2006 год нарабатывался опыт психологического сопровождения концентрированного обучения с 7 по 9 класс; - с 2001 по 2003 год работала психологическая мастерская «Психологическое сопровождение подростковой школы»; - с 2003 года в учебный план гимназии введён психологический курс «Профессиональное самоопределение»; – 2004 уч. год разработан и реализован проект «Наш гениальный ребёнок», направленные на развитие интеллектуального потенциала одарённых детей гимназии и выстраивание совместно с семьёй индивидуальной траектории развития учащихся подростковой школы; – 2005 уч. год создана программа психологического сопровождения социального проектирования учащихся основной и старшей школ в рамках проекта «Творческое развитие начинающего управленца»; – 2006 уч. год разработан и реализован проект «Старт, тинэйджер!», целью которого стало создание условий для оптимального вхождения учащихся 5 классов в новую образовательную среду основной школы; – 2007 уч. год гимназией разработан и внедрён курс «Введение в науку» для учащихся 5 классов, а психологом службы – психологический модуль «Я и МЫ», создана рабочая тетрадь; – 2007 уч. год созданы подходы к рефлексивному «Портфолио» для учащихся 7 – 9 классов, цель которого помочь учащимся осознать собственную индивидуальность в рамках предпрофильной школы.
Цель проекта: создание условий для качественного проживания подросткового возраста и формирование необходимых способностей для осуществления учебной деятельности в индивидуальном режиме, подготовка учащихся к обучению по индивидуальной образовательной программе в старшей школе.
Задачи: Создать систему психологических курсов, направленных на осознание учащимися себя, своих интересов, желаний, представлений; побудить учащихся к самостоятельной постановке задач саморазвития. Скорректировать систему диагностики в подростковой школе на выявление развития самостоятельности и ответственности учащихся. Разработать структуру рефлексивного блока в содержании Портфолио. Разработать систему консультаций по сопровождению социального проектирования детских ученических коллективов. Разработать и внедрить программу психологического сопровождения учащихся на переходном этапе от подростковой к старшей школе, в центре которой предполагается сосредоточить учеников на осмыслении индивидуального ответственного действия, действия по выбору и проектированию индивидуальных учебных планов и образовательных программ для заключительного этапа образования.
Этапы подготовки и реализации проекта. Этап концептуально-стратегический. Сроки: ноябрь – декабрь 2008 года. Создание инициативной группы. Определение проблем и методологических принципов их решения. Этап программирования Сроки: январь- февраль 2009 года. На данном этапе авторами проекта разрабатывается стратегия в форме программы реализации проекта. Определяется модель включения ресурсов в реализацию проекта. В пилотном режиме идёт апробация новых программ.
Этапы подготовки и реализации проекта. Этап планирования Сроки: март – апрель 2009 года. На данном этапе предполагается: - презентация «Модели психологического сопровождения подростковой предпрофильной школы РО» и общественные слушания (родители, учащиеся, педагоги); - корректировка проекта; - утверждение проекта на Управляющем совете гимназии. Этап запуска проекта. Сроки: сентябрь 2009 года. План реализации проекта прилагается.
Этапы подготовки и реализации проекта. Этап реализации проекта. Сроки: сентябрь 2009 – май 2010 гг. План реализации проекта прилагается. Этап рефлексивный. Сроки: май – июнь 2010 года. На данном этапе будет проведена рефлексия организаторами и участниками проекта и скорректированы действия по дальнейшему развитию проекта.