Тема: «Моделирование как метод познания окружающего мира. Типы информационных моделей».
Цель урока: Выделить такой метод познания окружающего мира как моделирование. План урока: дать понятие модели, системы и структуры; научиться различать модели по классам, типам; определить и уметь использовать средства представления моделей.
Процесс создания и исследования моделей с целью познания окружающего мира называется МОДЕЛИРОВАНИЕМ
ФИЗИКА ОБЪЕКТСУБЪЕКТ ХИМИЯ БИОЛОГИЯ
ФИЗИКА Человек – материальная точка Механизмы
ХИМИЯ
БИОЛОГИЯ Самосохранение Размножение
Тема: «Моделирование как метод познания окружающего мира. Типы информационных моделей».
Один и тот же объект может иметь множество моделей. ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ
Разные объекты (от песчинки и камешка до планет) могут описываться одной моделью.
Модель - некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса
«Простой объект»«Сложный объект» Система – сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов).
Вертикальная структура управления Горизонтальная структура управления Структура – совокупность связей между элементами системы. Структура системы зависит от поставленной цели.
ОБЪЕКТ СУБЪЕКТ исследует Свойство 1 Свойство 2 Свойство N ………… ЦЕЛЬ Свойство 1 ………… Свойство N Информация О свойстве 1 ………… О свойстве N МОДЕЛЬ имеет Существенные
Классы моделей ПРЕДМЕТНЫЕ (НАТУРНЫЕ) – физическое подобие ИНФОРМАЦИОН – НЫЕ – описание объекта ГЛОБУС МУЛЯЖ МАКЕТ
Информационные модели Знаковая модельОбразная модель Текст F = ma Таблица График Текст Плакаты Рисунки Фильмы Формы представления информационных моделей
Типы информационных моделей Вербальный – словесное описание Табличный Иерархический Сетевой
Табличный тип ДатаОсадкиТемпера тура ДавлениеВлаж ность снег-3, туман Ученик РусскийАлгебраХимияФизикаИсторияМузыка Волков Галкин «объект – свойство» «объект – объект»
Иерархический тип – распределение объектов, имеющих одинаковые свойства, по уровням (графы или деревья) Компьютеры Суперкомпьютеры Серверы Персональные компьютеры Настольные Карманные Портативные
Сетевой тип – применяется для отражения систем со сложной структурой, где связи между элементами имеют произвольный характер. Глобальная сеть Интернет. Процесс передачи мяча в игре (футбол, баскетбол)
Тема: «Моделирование как метод познания окружающего мира. Типы информационных моделей».
«Природные ресурсы по запасам разделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы бывают невозобновимыми и возобновимыми. Кроме того, по назначению природные ресурсы разделяются на многоцелевые, промышленные, сельскохозяйственные». Природные ресурсы По запасам По назначению НеисчерпаемыеИсчерпаемые Невозобновимые Возобновимые МногоцелевыеПромышленные Сельскохозяйственные
Школа – единая система. Наша школа существует 51 год. О развитии этой системы можно судить по изменению ее ключевых параметров. Одним из таких параметров является численность детей школы. Так, в учебном году в школе обучалось 1413 учащихся; в – 1419; в г.г. –1428 учащихся; в году школа приняла 1451 ученика; в третье тысячелетие мы вошли с количеством 1317; в учебном году было такое же количество учащихся как в предыдущем учебном году; в г.г. – 1279; в гг. – 1252 учащегося; в году – 1146; в этом учебном году – 1014 человек. Постройте модели, которые помогли бы более наглядно представить себе это явление.