Инновационные подходы к контрольно- оценочной деятельности в школе Воронцов А.Б. ген.директор Открытого института «Развивающее образование» г. Сургут,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, ген.директор Открытого института «Развивающее образование» Федеральный государственный стандарт.
Advertisements

ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Основные функции системы оценки: ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения программы,
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников Опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ 25 г. Сургут 1.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: теоретические основы Автор презентации: Семенова Н.И., ст.методист ГБОУ СОШ 16.
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М., Соболева О. В. Общая характеристика учебно-методического комплекта (образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Система оценивания результатов реализации ООП НОО.
ООП - должна иметь «стержень» (ядро) вокруг которого строится все содержание образования в начальной школе Контроль но- оценочна я самостоят ельность.
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников По книге А.Б. Воронцова «Педагогическая технология контрольно- оценочной деятельности младших школьников»
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов 1.Развитие и формирование способностей в процессе интериоризации форм действия и общения, осуществляемое в группе.
Предметная диагностика как инструмент для построения формирующего (внутри классного) оценивания при реализации задачного подхода в обучении Занятие 3 14.
Гимназический проект развивающего обучения: практика развития апрель, 2010.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Цель: Формирование и развитие личности ученика – коллективного субъекта учебной деятельности. Задачи: 1. Реализовывать образовательную систему Д.Б. Эльконина-
ИУМК «Новая биология» (6-9) Авторский коллектив: руководитель Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, В.Е.Зайцева, Е.А.Ковальчук, О.А.Красных Разрабатывается в содружестве.
Проектная задача как новая форма учебной деятельности в начальной школе Работу выполнила: учитель нач. классов ГБОУ гимназии 505 Горская И. С.
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в основной (подростковой) школе.
Транксрипт:

Инновационные подходы к контрольно- оценочной деятельности в школе Воронцов А.Б. ген.директор Открытого института «Развивающее образование» г. Сургут, 19 марта 2008 года

Место педагогической технологии в образовательной системе школы Образовательная система (ОС) для реализации в учебном заведении Цели ОС Результат ОС Педагогическая технология ОС Учебно- методическое оснащение Условия (средства) реализации ОС Способы обучения Оргформы Содер- жание ОС Педтехника учителя Общественно- государственный заказ Психологическая теория учения (психологические основания) Дидактика Дидактическое проектирование

Педагогическая технология деятельностного подхода Педагогическая технология деятельностного подхода Технология решения системы задач Система учебных задач Система конкретно- практических задач Система проектных задач Общие способы решения большого круга частных задач Отработка отдельных операций входящий в способ Деятельностное содержание Перенос общих способов действия в реальную (модельную) жизнь

Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивная Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача

Мониторинг и общая структура образовательного процесса в деятельностной технологии УК Уро к пре зент аци я УМ Решен ие УЗ УЗаня тие Решен ие КПЗ УМУКУМ ПрЗ ад ПРПР ДРДР - линия уроков коллективного решения системы учебных задач года - линия индивидуальной работы учащихся с учителем в школе - линия самостоятельной домашней работы учащихся

6 «Инструменты» мониторинга» урок как инструмент диагностики через его микроанализ (автор Г.А.Цукерман), который позволяет увидеть: становящиеся способности в условиях «естественной» мотивации и в контексте сотрудничества; трехуровневая задача как инструмент для определения уровня опосредствования у учащихся (присвоение культурного средства и соответствующего ему рефлексивного способа действия) (автор П.Г.Нежнов и др). На первом уровне (формальном) обеспечивается формой образца, которая может фиксироваться в правиле или схеме действия. На втором уровне (предметно- рефлексивном) средством выступает модель, фиксирующая существенное отношение некоторой области предметных преобразований. Наконец, на третьем уровне (функционально- ресурсном) действие опосредствуется всем комплексом наличных ресурсов и смыслов, которые вместе обеспечивают свободу «маневра» при решении разнообразных задач; проектная задача как инструмент для определения уровня сформированности умения учиться, взаимодействовать в группе, работать с разными источниками информации (ключевые компетенции) (автор А.Б.Воронцов); диагностическая задача как инструмент для школьника (автор А.Б.Воронцов) с помощью которой он может определить собственные дефициты в овладении способом действия; анкеты для всех субъектов образовательного процесса как инструмента определения их «самочувствия» в образовательном процессе

Комплексный подход к проблеме качества современного образования7 урок как инструмент диагностики, который позволяет увидеть становящиеся способности условиях «естественной» мотивации в контексте сотрудничества

Трехуровневая система диагностики как инструмент для определения уровня опосредствования у учащихся (присвоение культурного средства и соответствующего ему рефлексивного способа действия). На первом уровне (формальном) обеспечивается формой образца, которая может фиксироваться в правиле или схеме действия. На втором уровне (предметно-рефлексивном) средством выступает модель, фиксирующая существенное отношение некоторой области предметных преобразований. На третьем уровне (функционально-ресурсном) действие опосредствуется всем комплексом наличных ресурсов и смыслов, которые вместе обеспечивают свободу «маневра» при решении разнообразных задач 8

Комплексный подход к проблеме качества современного образования9 «Профили» для школы (управленческих решений) индивидуальный прогресс 1 уровень 2 уровень 3 уровень 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Такой подход позволяет выявлять факторы (факторный анализ), влияющие на увеличения % детей, выполняющие задания на предметном и функциональном уровнях

Проектная задача как средство мониторинга образовательного процесса 1-3 класс – средство наблюдения (мониторинга) за формированием учебного сотрудничества МШ 4-5 класс – средство наблюдения (мониторинга) за переносом предметных способов, средств в квазиреальную (модельную) ситуацию ПЗ – средство оценки формирования способа проектирования у МШ

Диагностические задачи Набор диагностических задач как «инструмент» для мониторинга освоения учащимися операционального состава способа действия (на входе и выходе изученной темы)

Предметно - деятельностные линии как средства для самооценки младшего школьника Организация домашней самостоятельной работы учащихся (для чего?): - решение проблемы выбора (как выбирать?); - самооценка своих возможностей; - работа в ситуации запроса; - Уроки-консультации (умение задавать «умные» вопросы) - Уроки-мастерские (умение делать запрос на недостающую информацию) - Уроки-презентации (умение предъявлять (демонстрировать) свои достижения («что я знаю и чего не знаю еще..»)

Структура учебного блока Структура учебного блока Исходная задача Отработка и использование открытого способа (понятия) Опробование и конструирование средств необходимых для решения новой задачи Отработка и использование открытого способа (понятия) Опробование и конструирование средств необходимых для решения новой задачи Проблематизация Исходная задача Педагогиче ские действия Детское действие 1 Детское действие 2 Продукт 2 Продукт 1 Детское действие 3 Продукт 3 Проблематизация Пространство самостоятельной работы Пространство Самостоятельной работы

Основные виды учебных блоков «запускной» учебный блок (сентябрь), цель которого определить основные задачи (проблемы), которые необходимо будет решить (разрешить) в ходе учебного года. Основной «продукт» - карта, т.е. определение того пространства, в котором предстоит действовать в ходе учебного года; рефлексивно-оценочный учебный блок (май), цель которого восстановить весь ход по «карте», которая была задана в запускном блоке, представить в форме рефлексивно-аналитического продукта то, ради чего дети работали в ходе учебного года, публично представить личные достижение в предмете; «инструментальный» учебный блок, цель которого конструирования и опробование основных средств, способов действия, поиск необходимых источников, информации и т.п. для решения поставленных задач; проектный учебный блок, цель которого продемонстрировать возможности использования открытых в ходе работы способов действия, созданных «инструментов» (средств), найденных источников в конкретно- практической, нестандартной ситуации. Такие учебные блоки могут быть как внутри предмета, так и межпредметные. Это есть «узлы», кульминации в конкретном учебном предмете или группе предметов.

Формы и методы организации работы детей в рамках учебного блока Разнообразные практики, в ходе которых происходит восполнение (коррекция) и развитие опыта каждого подростка; Совместная пробно-поисковая деятельность класса или групп учеников (под руководством учителя), направленная на открытие общих способов действия и понятий – осуществляется в рамках предметных линий. Одной из наиболее перспективных форм совместного понятийного продвижения может быть письменная дискуссия. Осознание открытых принципов применительно к существующему многообразию практик, конкретизация общих принципов. Происходит в групповой и индивидуальной поисковой работе учеников, направленной на выяснение возможностей открытых способов действия. Отработка необходимых умений и навыков. Происходит в форме результирующих, в том числе тренинговых практик. Особую роль при организации многообразных тренингов играет компьютер. Представление полученного коллективного или индивидуального результата исследования в качестве продукта, предъявляемого себе и другим участникам сообщества