4 конфликтных периода: 1. Первый класс – происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности. Адаптация может длиться от 3-х месяцев до 1,5 лет. 2. Переход из 4-го в 5-й класс. Вместо одного учителя появляются учителя- предметники и новые школьные предметы.
3. В 9-м классе необходимо решить – идти в специальное учебное заведение или продолжить учебу в классе. 4. Окончание школы, выбор будущей профессии, сдача ЕГЭ, экзаменов.
Особенности конфликтных ситуаций в трех возрастных категориях: - В младших классах: переживания носят кратковременный характер; ребенок нуждается в защите и поддержке учителя; конфликты часто связаны со стилем и тактикой учителя на поступки учащихся. - В подростковый период: наступает потеря интереса к учебе; проявляется недисциплинированность учащихся; конфликты чаще возникают при ошибках в методике оценивания знаний и умений со стороны педагогов. - В старших классах: завышение требований ко взрослым при снисходительном отношении к себе; характерна эмоциональная неустойчивость; отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам.
3 результата конфликта: Победа – поражение удовлетворена только одна сторона Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом Победа – победа – обе стороны приходят к согласию
Правила управления конфликтом: Не перебивать Обсуждать ситуацию, а не личность Говорить правду Действительно стремиться решить проблему
Важно уметь правильно общаться с ребенком и знать: что сказать (содержание); как сказать (эмоциональное сопровождение); когда сказать (время и место); при ком сказать зачем сказать (уверенность в ситуации).
Симптомы конфликтной ситуации - неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; - возвращается из школы подавленным; - часто плачет без очевидной причины; - никогда не упоминает никого из одноклассников; - очень мало говорит о своей школьной жизни; - не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; - ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу; - одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
1.Приучить ребенка с начальной школы делиться с родителями. 2.Учите своего ребенка искать выходы, подсказывайте ему. 3.когда ребенок рассказывает о чем-то проблемном, необходимо направлять его к разрешению конфликтной ситуации, проговаривать с ним возможное поведение, слова, которые он может сказать обидчику, предположить реакцию обидчика на эти слова и т.д.
Чтобы вас поняли, нужно Говорить короткими предложениями, т.к. объем кратковременной памяти около 7 слов Выделять основную мысль каждого блока информации
Если вы приняли решение уладить конфликт Максимально тщательно выясните позиции всех заинтересованных сторон. Решите для себя, какой выход из ситуации для вас предпочтителен. Назначьте встречу с теми, кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации. Изложите свой взгляд на проблему и сообщите, что вы со своей стороны готовы предпринять для ее решения.
Предложите остальным участникам разговора сделать то же. Договоритесь о том, что можно считать промежуточным результатом ваших совместных действий и о том, когда вы вновь соберетесь для обсуждения этого результата.