РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ младших школьников
Цель - выявить возможности развития творческого воображения у младших школьников в условиях инновационного обучения
Задачи: Изучить особенности развития воображения младших школьников в процессе обучения по инновационным программам. Выполнить творческие задания и упражнения, способствующие развитию воображения школьников в условиях инновационного обучения.
ВООБРАЖЕНИЕ- это великая сила
ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание 1 Дорисуй картинку
Задание 1 Ребёнку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребёнку не удаётся сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.
Задание 2 Узнай предметы и нарисуй их
Задание 2 Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.
Задание 3 Кто больше придумает и нарисует
Задание 3 Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы.
ВТОРОЙ этап Задание 1 Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)
Задание 1 Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребёнок, собака, море, дом). На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в этот момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых».
Задание 2 Небывальщина
Задание 2 Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок то дети могут составлять из них смешные композиции- путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картину «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (ребёнок в зимней одежде в море». Детям предлагается составить свой смешной рассказ, а потом нарисовать его.
Задание 3 Дорисуй картинку
Задание 3 Ребёнку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.
Задание 4 Дорисовываем рассказ (например «Спасение собак»).
Задание 4 Необходимы 3-4 сюжетные картинки, составляющие рассказ. На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой или последней. Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку. В моём примере изображена будка на берегу замёрзшего озера, около будки – собака со щенками, озеро покрыто снегом; начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру. Собака со щенками забралась на крышу будки и лает, прося о помощи. Следующей картинки нет. Ребёнку предлагается придумать конец.
?
Вот мой пример
ТРЕТИЙ этап Задание 1 Геометрические фигуры в предмете
Задание 1 Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.
Задание 2 Волшебное превращение
Задание 2 Ребёнку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а за тем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.
Задание 3 Дорисовывание на основе данного элемента
Задание 1 Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку. Результаты могут быть самые неожиданные.
ЧЕТВЁРТЫЙ этап Задание 1 Опорные слова
Задание 1 На основе 3-4х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом нарисовать к ней картинку.
МАЛЬЧИК СОБАКА ЛЕС КОРЗИНА
Задание 2 Иллюстрации к сказке
Задание 2 Читаем детям сказку, после чего каждый ребёнок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нём и рисует к нему картинку.
Задание 2 История о…
Задание 3 Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй. Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность. В таком сотворчестве дети учатся действовать с учётом того, что делают их товарищи.
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ
Ниже приведённые игры можно проводить как на улице так и в классе.
Примеры занятий: Украсим ёлку Игры во дворе Отгадай, что я задумал, и дорисуй Рисуем вместе
Список лит-ры: Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.
Над презентацией работала: учитель начальных классов МБОУ СОШ 45 г. Челябинска УЖИНКИНА СВЕТЛАНА АЛЬБЕРТОВНА учитель начальных классов МБОУ СОШ 45 г. Челябинска УЖИНКИНА СВЕТЛАНА АЛЬБЕРТОВНА