Особенности построения части С
Все, что человеческий разум способен понять и во что он способен поверить - достижимо. Наполеон Хилл
Требования к части С 1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, избегая чрезмерное цитирования. 2. Сформулировать позицию автора. 3. Объяснить, почему выпускник согласен или не согласен с автором прочитанного текста, аргументируя свой ответ примерами из жизненного или читательского опыта (не менее 2 аргументов).
Критерии к части С К1 – Формулировка проблем исходного текста (1-0 балл). К2 – Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2-1-0 балл). К3 – Отражение позиции автора исходного текста (1-0 балл) К4 – Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме ( балл).
Критерии к части С К5 – Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (2-1-0 балл). К6 – Точность и выразительность речи (2-1-0 балл) К7 – Соблюдение орфографических норм (2-1-0 балл) К8 – Соблюдение пунктуационных норм (2-1-0 балл) К9 – Соблюдение языковых норм (2-1-0 балл). К10 – Соблюдение речевых норм (2-1-0 балл). К11 – Соблюдение этических норм (1-0 балл). К12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Алгоритм работы 1. Чтение текста. 2. Выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). 3. Определяем тему текста. 4. Формулируем проблему текста.
Что такое проблема? Проблема текста – вопрос, над которым задумывается автор. Объект проблемы – проблема войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования … Что можно «сделать» с проблемой?
Алгоритм работы 1. Чтение текста. 2. Выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). 3. Определяем тему текста. 4. Формулируем проблему текста. 5. Комментируем проблему.
Алгоритм работы 1. Чтение текста. 2. Выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). 3. Определяем тему текста. 4. Формулируем проблему текста. 5. Комментируем проблему. 6. Идея текста (она и есть авторская позиция!). 7. Аргументация.
Выражая собственную позицию, будьте корректны: Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что … Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что … Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему. Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему.
Алгоритм работы 1. Чтение текста. 2. Выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). 3. Определяем тему текста. 4. Формулируем проблему текста. 5. Комментируем проблему. 6. Идея текста (она и есть авторская позиция!). 7. Аргументация. 8. Вывод. «Призыв».
Шаблон О необходимости … знает каждый (Всем известно …). Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы … - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся. Автор статьи поднимает (касается, обсуждает, затрагивает, думает над, работает над, излагает, уделяет внимание, формулирует, решает) интересную (сложную, серьёзную, неразрешимую, злободневную, острую, трудную, важную, глубокую, основную, актуальную, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную) проблему. В статье (тексте, очерке, отрывке) раскрывается (анализируется, исследуется) проблема (тема) … Самыми убедительными доводами (аргументами) являются … Также автор отмечает … Писатель (автор, публицист) исследует … и на основе этого делает вывод о … Свои рассуждения автор начинает с замечания о том, что … Чтобы мы поняли о том, что … Автору не всё кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает …! Сколько написано об этом. Но такой, казалось бы надоевшей (злободневной, незначительной, банальной, традиционной) теме (проблеме) автор придаёт новое звучание. Почему …? (Для чего … ? В чем смысл … ?). Эти вопросы ставит в своём тексте (статье, публикации) … Автор не поучает (не критикует, не обличает) своих читателей, не осуждает … Он только стремится быть услышанным и понятым нами (обращает наше внимание …). Автора (писателя, публициста) волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает, привлекает) … Авторское повествование (рассуждение, описание) наполнено (проникнуто, пронизано) необыкновенно теплыми (нежными, искренними) чувствами (переживаниями, эмоциями) … Я с интересом прочитал(а) … Автор – интеллигентный человек. Рассуждения автора показались мне интересными. Я убеждён(а) (часто думал(а), получила(а) подлинное удовольствие, с удивлением понял(а), искренне заинтересовался(лась), согласен (согласна))… Вопросы, поднимаемые автором, очень актуальны. Во-первых, …. Во-вторых, …. И, наконец, …. Против: Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему … (Позволю себе высказать иную точку зрения). Доводы публициста достаточно убедительны, но … Автор прав, … Значит, …
Домашнее задание Ржаветь Ржаветь Черпать Черпать Житие Житие Закупорить Закупорить Зубчатый Зубчатый Девичий Девичий Ши[н]ель Ши[н]ель Досуг Досуг Духовник Духовник Апостроф Апостроф Ассиметрия Ассиметрия
В жизни нет большего удовольствия, чем удовольствие от преодоления трудностей на пути к успеху. Самюэль Джонсон Невозможно победить того, кто не сдается. Бейб Руфь