«С ОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ « РИСКА » В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ » Подготовила: Альбина Викторовна Слонова – социальный педагог первой категории, Горковской специальной (коррекционной) школы - интернат
П РОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ : СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ, АЛКОГОЛИЗМ Т. Д. А КЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА. Ф ОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ НЕГАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. У ХУДШЕНИЕ ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ, ИЗОЛЯЦИЯ, НИЗКИЙ СТАТУС В ГРУППЕ, КОЛЛЕКТИВЕ. Причины отклоняющего поведения:
Основные проблемы Страхи Пропуски занятий в школе Гиперактив-ность Агрессия Изоляция в классе Воровство Уход из дома
Дети с нарушениями в аффективной сфере: 1 педагогически запущенные дети 2 дети с задержкой психического развития 3 дети с проблемами в развитии (олигофрены) 4 дети с психопатоподобным поведением и многие другие….
1 Агрессивные учащиеся Агрессивные учащиеся 2 Гиперактивные дети Гиперактивные дети 3 Дети, страдающие клептоманией Дети, страдающие клептоманией 4 Дети – изгои т.д. Дети – изгои т.д. Дети с эмоциональными нарушениями:
Агрессивные Гиперактивные Изгои Дети:
Приоритетные направления в работе с учащимися: 1. Предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. 2. Мотивировать учащегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоды последствий такового для самого себя и чувства комфорта и радости как его следствия. 3. Организовывать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнения принятых правил и норм, мотивирование к этому). 4. Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения через программы социального воспитания и социально – педагогической реабилитации. 5. Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и жизненной необходимости сейчас и в будущем в содержании материала каждого урока любого предмета.
1 индивидуально – личностный подход к данному ребенку; 2 опора на положительные стороны личности ребенка; 3 объективность подхода к ребенку; 4 Конфиденциальност; 5 Многоаспектность; 6 Последовательность; 7 Преемственность. Принципы:
Создание доброжелательной, спокойной атмосферы. Предупреждение конфликтных ситуаций. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Педагогические технологии работы с проблемными детьми в школе (Селевко Г.К.): 5.Включение учащихся в социально и внутриколлективные отношения 3.Регуляция отношений воспитателя, педагога и воспитуемых 1.Привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учетом положительных качеств, способностей 4.Создание единых педагогических позиций по отношению к «трудным». 2.Формирование объективной самооценки
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка.
Эмпатическое понимание… Открытость и доброжелательность педагога… Стремление показать ребенку, что он не безразличен другим… Демонстрация оптимистического взгляда… Вера в его положительные изменения… Понимание сложности воспитательной задачи.. Осознание того, что в данной работе не может быть быстрых положительных результатов, что срывы возможны, но «дорогу осилит идущий». Педагогу необходимо:
Спасибо за внимание!