Тема проекта: «Профилактика аддиктивного поведения у подростков» Творческое название «Человек – свой собственный Прометей» Автор Крюкова Ольга Николаевна Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 г.Благовещенск 2011 г.
Основополагающий вопрос: Что ты выбираешь: наркотики, алкоголь или жизнь? Учебные вопросы: Какова характеристика аддиктивного поведения? Почему некоторые подростки не признают табакокурение и пьянство человеческими пороками? Какой вред приносят табакокурение и употреблени спиртных напитков здоровью человека? Должны ли люди равнодушно относиться к этим порокам? Как меняется отношение к курящим в мире? В чём преимущество здорового образа жизни? Какие виды ответственности предусмотрены за употребление наркотиков?
Дидактические цели проекта: агитация против пороков человека и пропаганда здорового образа жизни формирование коммуникативной компетентности (умений кратко и понятно излагать свои мысли); формирование социальной компетентности (навыков работы в команде: умения отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы, развитие креативных способностей, критического мышления).
Методические задачи: изучить литературу по проблеме «аддиктивного поведения» и выявить сущность данного понятия; познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»; научить подростков вести себя при давлении сверстников; овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований; углубить знания о методах научного познания; научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации; научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать; научиться лаконично излагать свои мысли; приобрести навыки проектной деятельности.
Как становятся наркоманами и алкоголиками? Что происходит с организмом человека, если он употребляет алкоголь и наркотики? И если наоборот? Каковы способы борьбы с наркотической зависимостью? Какую роль в сохранении и укреплении здоровья играют воля и характер человека? Какова роль физической активности в укреплении здоровья? Темы самостоятельных исследований:
Организационно-подготовительный этап (1 неделя): 1. Постановка проблемы, выдвижение первых гипотез. 2. Формирование групп, составление плана действий. 3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме, вопросов защиты авторских прав. 4. Самостоятельное распределение заданий внутри групп. Этапы и сроки проведения проекта
II. Экспериментально-аналитический этап (2, 3 недели): Анализ первых результатов. Корректировка плана (выдвижение новых гипотез и путей их проверки). Обсуждение, обобщение результатов исследований (общие выводы). Этапы и сроки проведения проекта
III. Заключительный этап (3, 4 недели): Выбор творческого названия проекта. Оформление результатов исследования в виде презентации и буклета. Защита проекта. Рефлексия деятельности участников проекта.
Результаты исследований учащихся представлены: Мультимедийная презентация «Пороки человека»; буклеты: «Первые опыты», «Миф и реальность», «Выводы»; листовки «Жизнь даётся один раз».
Информационные ресурсы Литература: Т.А.Шилова, Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе, практическое пособие, М Т.А.Фалькович, Н.В.Вымсоцкая, Н.С.Толстоухова, Подростки ХХI века, психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях, М. «Вако» Ремшмидт Х.,Подростковый и юнощеский возраст. Проблемы становления личности, М.: Мир, Короленко И.П.,Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь, Новосибирск. Наука, Битенский В.с., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушников В.А., Наркомания у подростков. Киев. Здоровья, Интернет-ресурсы