Подготовка отчетов экспертов по аккредитационной экспертизе образовательных учреждений, реализующих программы общего образования Земзюлина Е.В., главный специалист отдела государственной аккредитации
Форма 4.1 заполняется экспертом по экспертизе содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения. Форма 4.2 заполняется экспертом по специальной (коррекционной) и лечебно-профилактической работе, реализуемой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Форма 4.3 заполняется экспертом по экспертизе показателей деятельности образовательного учреждения, как правило, данный Отчет заполняет председатель или заместитель председателя комиссии.
Форма 4.1 Отчет по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по ______________________________________________________________ (наименование учебных предметов) федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования в _______________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом) В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от «_____» _______________ 20 __ г. 03- ______ мною, экспертом ___________________________________________________________________ (Ф.И.О., место работы) проведена аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по ___________________________________________________________________ (наименование учебных предметов) федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования ___________ 20__ г.
Образец заполнения: Отчет по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по предметам «Русский язык», «Литература» и «Мировая художественная культура» федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе 999 г. Челябинска. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 20 сентября 2012 года мною, экспертом Петровой Полиной Павловной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 998 г. Челябинска проведена аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по русскому языку, литературе и мировой художественной культуре (далее МХК) федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования
Образец заполнения: В ходе экспертизы были изучены основные документы, регламентирующие образовательную деятельность, на предмет соответствия реальному образовательному процессу: - образовательная программа МОУ СОШ 999 г. Челябинска; - учебные планы образовательного учреждения за учебный год и учебный год, их соответствие федеральному и областному базисным учебным планам; - локальный акт МОУ СОШ 999 г. Челябинска «Положение о разработке рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»; - рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык», «Литература» и «МХК», составленные на текущий учебный год, их соответствие требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования; - классные журналы за учебный год и учебный год, подтверждающие выполнение учебных планов и программ; - расписание учебных занятий на учебный год; - информационная справка о кадровом обеспечении, документы, подтверждающие прохождение повышения квалификации и стажировки педагогическими работниками.
Образец заполнения: 1) объем учебной нагрузки по проверяемым учебным предметам соответствует требованиям федерального и областного базисных учебных планов: Наименование учебного предмета КлассУчебная нагрузка по предметам, предусмотренная Вывод о соответствии областным базисным учебным планом учебным планом образовательног о учреждения расписанием учебных занятий Базовая подготовка Русский язык Соответствует Литература Соответствует МХК5-9222Соответствует Русский язык Соответствует Литература Соответствует
Образец заполнения: 2) дополнительное образование в рамках учебного плана по проверяемым учебным предметам осуществляется через изучение учебных предметов, элективных курсов, индивидуальных занятий: Наименование занятий Вид занятий (элективный курс, факультатив, индивидуальные занятия и др.) КлассКоличество часов Индивидуально- групповые занятия по русскому языку Индивидуально- групповые занятия ,5 1 «Теория литературы»Элективный курс81 «Анализ поэтического текста» Элективный курс90,5
Образец заполнения: 1.2. Соответствие содержания подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования: Наименование показателяЗначение показателяОтклонения Базовая подготовка 1. Наличие рабочих программ по проверяемым учебным предметам на текущий учебный год (год аккредитации) разработаны и утверждены рабочие программы по всем учебным предметам реализуемых учебных планов Отсутствует рабочая программа по МХК для 8 класса 2. Наличие в структуре рабочих программ всех разделов, рекомендованных письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. 103/3404 рабочие программы разработаны в соответствии с положением о разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденным приказом ОУ 17/2 от и рекомендациями письма Министерства образования и науки Челябинской области Структура рабочей программы по литературе на ступени основного общего образования не в полной мере соответствует локальному акту ОУ: отсутствует характеристика КИМов, отсутствуют даты проведения уроков в КТП 3. Наличие в рабочих программах обязательного минимума содержания образования, определенного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта обязательный минимум содержания образования в рабочих программах соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Образец заполнения: 2.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Наименован ие учебного предмета Клас с Наименование программы Наименование используемого учебника с указанием автора, места и года издания Краткая характеристика материально- технического обеспечения Русский язык 5а- 7а, 7в Примерная программа по русскому языку. Основное общее образование urce/174/ urce/174/37174 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., «Русский язык». Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 10-е издание, Москва «Просвещение», 2009 Русский язык, учебник для 5 класса. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2009; Русский язык, учебник для 6 класса. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2008; Русский язык, учебник для 7 класса. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2006 В ОУ имеется три кабинета русского языка, укомплектованн ые учебно- методическими и дидактическими материалами, позволяющим реализовать ФКГОС
Образец заполнения: 2.2. Кадровое обеспечение Наименование учебного предмета Укомплект ованность педагогам и в целом по учебному предмету, кол-во(%) Соответст вие базового образован ия педагогов преподава емым учебным предметам Количество педагогов, повысивших свою квалификацию за 5 лет Количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию кол-во% от числа педагого в по предмету кол-во% от числа педагого в по предмету Русский язык5(100%)соответств ует 480%240% Литература5(100%)соответств ует 480%240% МХК1(100%)соответств ует 0000
Аккредитационное тестирование по программам начального общего образования осуществляется в 4 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 5 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 4 класса) по русскому языку и математике. Аккредитационное тестирование по программам основного общего образования осуществляется в 8 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 9 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 8 класса) по русскому языку или математике (выбирается 1 предмет); биологии, химии, физике, иностранному языку, истории, обществознанию или географии (выбирается 1 предмет). Аккредитационное тестирование по программам среднего (полного) общего образования осуществляется в 10 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 11 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 10 класса) по русскому языку или математике (выбирается 1 предмет); биологии, химии, физике, иностранному языку, истории, обществознанию или географии (выбирается 1 предмет).
3.5. Выполнение учебных планов и программ по проверяемым учебным предметам по результатам учебного года, предшествующего аккредитационной экспертизе: в 9 классе Наименование учебного предмета Общее количество часов по учебному плану за год обучения Фактически выполнено в часахв % 1Русский язык Литература МХК Вывод: учебный план по предметам «Русский язык», «Литература», «МХК» в 9 классах выполнен от 95 % до 100 % по результатам учебного года.
Образец заполнения: На основании изучения документов, представленных образовательным учреждением к аккредитационной экспертизе, результатов аккредитационного тестирования по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «МХК» можно сделать следующие выводы: 1. Обязательный минимум содержания образования по предметам «Русский язык», «Литература», «МХК» соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. 2. Качество подготовки обучающихся и выпускников по предметам «Русский язык», «Литература», «МХК» соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. 3. Условия реализации образовательной программы по предметам «Русский язык», «Литература», «МХК» соответствуют требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Форма 4.2 Отчет по экспертизе соответствия специальной (коррекционной) и лечебно- профилактической работы в _______________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом) В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от «_____» _______________ 20 __ г. 03- ______ мною, экспертом (Ф.И.О., место работы) проведена аккредитационная экспертиза соответствия проводимой в образовательном учреждении специальной (коррекционной) и лечебно- профилактической работы требованиям Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении ____ 20__ г.
Образец заполнения: Форма 4.3 Форма 4.3 Отчет по экспертизе показателей деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 999 г. Челябинска, необходимых для определения его типа и вида В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 20 сентября 2012 года мною, экспертом Сидоренко Светланой Сергеевной, главным специалистом Управления по делам образования г. Челябинска, проведена экспертиза показателей деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 999 г. Челябинска, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения в соответствии с п.6 ст.12 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года , Типовым положением об общеобразовательном учреждении. В ходе экспертизы проанализированы: - показатели деятельности образовательного учреждения, необходимые для определения типа «общеобразовательное учреждение»; - показатели деятельности общеобразовательного учреждения, необходимые для определения вида: «средняя общеобразовательная школа».
100 % наличия обязательных учебных предметов инвариантной части федерального и областного базисных учебных планов Показатель рассчитывается по следующей формуле: отношение недостающего количества часов в неделю инвариантной части ШУП к общему количеству часов инвариантной части ОБУП по всем ступеням образования в неделю. Например не ведется предмет «Музыка» в 5 классе (1 час): 1 /( (22*2))=0,4%. Где 69 – общее кол-во часов инвариантной части на ступени начального общего образования, общее кол-во часов инвариантной части на ступени основного общего образования, 22*2 – общее кол-во часов вариативной части на ступени среднего (полного) общего образования.
Критерии показателя, необходимые для определения типа Значение критериев в образовательном учреждении наличие учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных классов и их соответствие ОБУП для СКОУ; VII вид (5г класс) – имеется, соответствует V вид (8г класс) – имеется, соответствует
Критерии показателя, необходимые для определения типа Значение критериев в образовательном учреждении Результаты освоения основной общеобразовательной программы: не менее 60% обучающихся справились с аккредитационным тестированием от выполнявших работу Математика, 4а класс – 100% Русский язык, 4б класс – 90% Математика, 8а класс – 100% Обществознание, 8б класс – 90% Русский язык, 10а класс – 100% Физика, 10б класс – 80%
«100% выполнение учебных планов и программ по учебным предметам инвариантной части учебного плана образовательного учреждения» Показатель рассчитывается по следующей формуле: отношение фактически выполненного количества часов учебного плана к общему количеству часов по школьному учебному плану за год обучения по всем ступеням образования (см. пункт 3.5. отчетов экспертов).
В результате анализа различных показателей эксперт дает оценки соответствия показателей деятельности образовательного учреждения в двух значениях «соответствует» или «не соответствует». В случае оценки «несоответствие» эксперт выявил серьезные нарушения, при «соответствии» - нарушений нет или они незначительные и могут быть устранены. Для образовательного учреждения, имеющего филиалы, составляется один Отчет формы 4.3., в котором учитываются результаты аккредитационной экспертизы образовательного учреждения и каждого его филиала. Отчет эксперта готовится в двух экземплярах, один экземпляр передается руководителю образовательного учреждения, второй - председателю комиссии по аккредитационной экспертизе или его заместителю для подготовки заключения комиссии по аккредитационной экспертизе образовательного учреждения.