Зимующие птицы нашего села Учебный проект Карнауховой Ольги Николаевны и Ивановой Марины Егоровны ТОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Отъясская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Отъяссы, 2010
Кто такие зимующие птицы? Основополагающий вопрос
Аннотация проекта Проект "Зимующие птицы нашего села" направлен на изучение птиц, встречающихся в Тамбовской области, в нашем селе в осенне-зимний период. Он позволил не только расширить знания обучающихся с диагнозом ЗПР по программному материалу, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях. В результате реализации проекта воспитанники школы- интерната получили возможность совершенствовать и расширили круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых в XXI веке. Проект является конструктивным, информационным, творческим, межпредметным, внутришкольным, что помогает детям с ограниченными возможностями здоровья находить, анализировать и обобщать материал. Участники: воспитанники школы-интерната
Дидактические цели Познакомить учащихся с состоянием видового многообразия зимующих птиц в Тамбовской области. Повышение уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии. Развитие интереса к птицам и умения работать в команде.
Методические задачи проекта Приобретение детьми, имеющих диагноз ЗПР, позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Формирование потребности участвовать в разнообразной творческой созидательной деятельности в природе, охранять природу. Формирование у детей чувств сострадания, милосердия через заботу о птицах и бережное отношение к природе. Развитие интереса к процессу познания. Развитие умения узнавать птиц в природе. Развитие внимания, памяти, логического мышления, речи. Развитие восприятия как умения наблюдать, мышления как умения анализировать, обобщать. Приобретение детьми навыков самостоятельной и коллективной работы.
Проблемные вопросы Как помочь зимующим птицам? Что мы можем сделать для защиты птиц в зимнее время? Зимующие птицы нашего посёлка. Изготовление кормушек. Птицы предсказывают погоду. Что едят наши пернатые друзья? Птицы в народном творчестве Темы самостоятельных исследований учащихся
Этапы и сроки проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) – 1 занятие, 15 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 занятие, 20 минут. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 2 занятие, 5 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 занятие, 15 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 2 занятие, 10 минут. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 2 занятие, 10 минут. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 3 – 5 занятие. Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 6 – 7 занятие. Защита полученных результатов и выводов – 8 занятие.
Учебно-методический пакет Презентация учащихся: - «Птицы и народное творчество»«Птицы и народное творчество» Дидактические материалы Выставка рисунков