Учитель английского языка МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа 6» Клобукова Вера Михайловна
Объект исследования: Процесс обучения ИЯ как целостная система
Предмет исследования: Новые информационные технологии как средство формирования мотивации обучения
Цель исследования: Теоретическое обоснование и разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий в школе через усиление мотивов изучения предмета «Английский язык»
Гипотеза исследования: Информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе для обучения.
Задачи исследования: Рассмотреть сущность информационных технологий. Теоретически обосновать использование ИТ в учебном процессе. Изучить влияние ИТ на мотивацию обучения. Опытно-экспериментальным путём проверить гипотезу исследования.
Методы исследования: критический анализ научно фиксируемое наблюдение эксперимент анкетирование беседа интервью
Методологической основой для решения поставленных задач явились: Современная концепция личностно- ориентированного образования Учение о мотивации учебной деятельности Концепция информатизации образования Российской Федерации Государственный образовательный стандарт
Научная новизна исследования состоит в том, что информационные технологии способствуют усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся.
Апробация результатов проводилась в МОУ « СОШ 6 » г. Сланцы Ленинградской области.
Внедрение результатов исследования осуществлялось через выступления на семинарах, конференциях для учителей школы и района, через открытые уроки, презентации на педсоветах, родительских собраниях.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: - электронную почту; - телеконференции; - видеоконференции; - возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение её на Web-сервере; - доступ к информационным ресурсам; - справочные каталоги; - поисковые системы; - разговор в сети.
В настоящее время в школах всё активнее применяются интерактивные доски, которые позволяют решить следующие задачи: - реализация интерактивного взаимодействия с компьютером, уход от чисто презентационной формы подачи материала на уроках (демонстрация слайдов и видео, создание различных рисунков и схем аналогично технологии создания рисунков на обычной доске); - повышение эффективности подачи материала ( повышается наглядность обучения и упрощается усвоение материала); - возможность внесения в реальном времени любых изменений на проецируемое изображение (включая дополнения и комментарии учителя в процессе объяснения материала); - возможность протоколировать работу учащегося у доски и анализировать ошибки; - организация групповой работы ( или групповых игр); - возможность проведения оперативного контроля знаний; - реализация элементов дистанционного обучения. С помощью интерактивной доски учитель может создавать и затем реализовывать на уроке флипчарты (конспекты), в которых можно добавлять фоновые изображения, писать примечания и вносить пояснительные пометки, создавать рисунки или использовать рисунки из большой библиотеки ресурсов, импортировать изображения из внешних приложений, добавлять гиперссылки, делать снимки изображения и вставлять их во флипчарт или буфер обмена, отображать географические карты, воспроизводить фильмы и игры.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося. При их использовании возможны следующие формы работы: -изучение лексики, -отработка произношения, -обучение диалогической и монологической речи, -отработка грамматических явлений, -совершенствование навыков чтения, письма и аудирования в различных упражнениях.
Результаты итогового эксперимента позволили сделать следующие выводы: Ощутимо возрос уровень проявления интереса к содержанию процесса обучения, а интерес к отметкам снизился. Возросла активность школьников на уроке. Новые информационные технологии формируют и развивают мотивацию учеников.