«Хорошо быть лестницей для детей, которым хочется в хмурый день дорасти до солнца…» (В. Куприянов)
Предъявление нового слова Приемы :
Варианты заданий 1.Найди слова с которыми мы сегодня познакомимся 2. Задание, которое формирует абстрактное мышление 1 слово- 2 слово - Ключ: А г к о р у ф ь л е п с т о за б вт е ра д к кап у ста картофел ь
3.Задания, рассчитанные на повторение пройденного материала А) Зачеркни все глухие согласные и ты узнаешь слово Б) распредели местоимения в порядке по падежам и ты узнаешь слово. Мне(с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д) В) соедини первые буквы слов, где в корне пишется «а» и вы узнаете слово. Выд…вить, охр…нять,б…лезнь, кр…сота пр….ситель, зн….чение, умн….жить, аб….жур, сл….мался, л…скает пфбктхешсрчёзца Б Е С Е Д А аа аа а а В О К З А Л
Г) Составьте слово: (?) - 1 буква – согласная 3 слога в слове « » - 2 буква – безударный гласный в слове « » -3 буква – парный глухой мягкий согласный в слове « » - 4 буква – последняя буква в слове « » -5 буква – окончание в слове « » соло м а п е сок верну т ь севе р яблок о метро
4.Задания, которые осуществляют межпредметные связи и способствуют развитию внимания, речи, аналитико-синтетического мышления А) Показывают детям фигуры с буквами сек. Запомнить, в какой фигуре какая буква. о ь т г е р Затем эти фигуры выставляются без букв по порядку слова. Прочитать слово. гореть Б) макбойн Соедините по цветам радуги и назовите слово макбойн
5. Задания, направленные на выявление закономерности образования нового слова, установление смысловой связи А) м…г…зин – прод…вец Б…льница – врач… Т…тр - …ктер Космический корабль - ? Б) в…сна + город = народ Тр…ва + угон = ? вагон космонавт
Работа над зрительным образом слова (на основе триз-технологии) берёза - б е - БЕлая Б е р ё з а - б л а я е ее е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е е ее
Требования к ассоциативному образу Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом признаком. Модель: Словарное слово Ассоциативный образ Признак признак Связь по: - цвету; - материалу; - форме; - количеству; - месту расположения; - звучанию; - вкусу; - назначению и т.д. Например: берёза – (по цвету) белая Берёза – кудрявая – (чтобы расчесать нужен) гребень – он напоминает букву Е
Важно! Не навязывайте ученику своей ассоциации. Ценность Наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Работа со словарными словами для закрепления на уроке. Задания. 1.Составление словосочетаний и предложений. 2.Подбор синонимов и антонимов. 3.Выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания. 4.Упражнения, способствующие созданию внутреннего визуального образа слова: Игра «Угадай букву!» АСФАЛЬТ
5.Написать несколько словарных слов. 1) Составить с ними мини сочинение 2)Убрать одно слово, попросить детей записать то слово, которого не хватает. 6.Упражнения для формирования фонетических понятий. 1)Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные(или списать все слова, подчеркнуть слова с мягкими согласными): Бер…г, в…кзал, з…мл…ника, ж…лезо, г…рох, уч…ник, пл…ток, … 2)Выпишите слова в два столбика. 1-й – слова с глухими согласными на конце слова, 2-й – слова со звонкими согласными на конце слова. Адр…с, р…сунок, м…рковь, п…ртрет и т.д. 3)Выпишите слова, которые начинаются на букву «р». 4)Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке, вставляя буквы.
5)Выпишите слова с «Ь» на конце и в середине слова. 6)«Угадай слово». Показывается карточка, где написан слог. Надо в тетради написать слова с эти слогом. «ГО» 7)Выпишите слова с ударным 1-м слогом. 8)Дополни слово Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг погрызли мышки. От слов начало откусили И книжку в норку утащили. ….суда, ….рёза, …сква 9)«Ступеньки» Берег – гореть – творог и т.д. (горох, горизонт, гореть, город, погода и т.д.)
7.Работа над составом слова. 1) От слов «берёза», «праздник» образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образованы. 2) Подберите слова к схемам. 3) От слова газета, железо образуйте новые слова с суффиксом –к-. 4) Игра «Найди лишнее слово»: берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки. 5) Составьте словосочетания, вставляя нужные окончания: Ребята радостн….. Берёза кудряв…..
8. Морфологические упражнения 1) Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечая на вопрос «кто?»: …. наступил на ухо. Слово – не …, вылетит – не поймаешь. 2) Подберите словарные слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. 3) Подберите к данным словам однокоренные слова разных частей речи: адрес – адресный – адресовать. 4) Кроссворды.
9.Синтаксические упражнения 1) К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Береза в небе Огурец…………………….в доме Воробей…………………….в школе Комната……………………..в лесу Ученик…………………………в огороде 2) Со словарными словами составить предложения различные по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. 3) Замените предложение одним словарным словом: Край земли у водной поверхности. (горизонт) 4) Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте словосочетания. Рисунок в книге - ….., килограмм – это тысяча …..
5) Выделите в предложении словосочетания со словарными словами. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. 6) Смоделируйте предложение по схеме: Что? Что делает? В каком? Где? 7) К словам подберите синонимы, антонимы. 8) Игра «Кто какой голос подает». П…тух чирикает С…рока лает С…бака мычит …… 9) Выберите подходящее слово. Запишите. «Из (ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро.»
Проверка орфографического написания словарных слов 1. Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети записывают только слова с непроверяемыми гласными. 2. Орфографический диктант 3. Лексический диктант 4. Письмо по памяти 5. Зрительный диктант
Автор презентации: Махина Анна Вячеславовна учитель начальных классов МОУ «Гимназия 3»