Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист МОУ ДПО ИОЦ
Задача школьного библиотекаря - развить у детей и подростков основные информационные умения и навыки для формирования информационной независимости личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению.
Пути формирования ИГ учащихся Создание программы курса ИГ. Составление примерного плана - графика проведения библиотечно - библиографических и информационных занятий. плана - графика
Примерные темы библиотечных уроков ИГ Начальная школа (1-3 классы ). Начальная школа (1-3 классы ). Средняя школа (5-8 классы ). Средняя школа (5-8 классы ). Старшая школа (9-11 классы ). Старшая школа (9-11 классы ).
Формы работы с учащимися по формированию ИГ устная форма : индивидуальные и групповые консультации, обзоры справочных, библиографических и информационных изданий, лекции, библиографические семинары, читательские конференции ; наглядная форма : открытый доступ к книжным фондам ; выставки ( стационарные и выездные ) справочных, библиографических, информационных изданий, новых поступлений и др.; библиотечные плакаты различного назначения : схемы размещения книжного фонда, расположения различных частей справочно - библиографического аппарата, правила пользования каталогами, схемы - алгоритмы различных вариантов поиска литературы и др.; печатные издания : путеводители по библиотекам, памятки, листовки, буклеты о фондах и справочно - библиографическом аппарате и т. д.; комплексные формы, представляющие совокупность различных форм ( устных, наглядных, печатных ): библиотечно - библиографические уроки, экскурсии по библиотеке, школы библиотечно - библиографических знаний, дни библиографии.
Библиотечные плакаты и печатные издания для учащихся начальной школы Правила пользования библиотекой. Правила обращения с книгой. Правила обращения с книгой. Заповеди читателя. Заповеди читателя. Алгоритм поиска информации. Алгоритм поиска информации.
Библиотечные плакаты и печатные издания для учащихся средней школы Памятка ( анкета ) для определения информационного запроса. Памятка ( анкета ) для определения информационного запроса. Памятка о работе с каталогами. Памятка о работе с каталогами. Памятка о ведении информационного поиска. Памятка о ведении информационного поиска. Памятка о ведении библиографических записей. Памятка о ведении библиографических записей. Как вести читательский дневник. Как вести читательский дневник. Как оформить отзыв о прочитанной книге. Как оформить отзыв о прочитанной книге.
Библиотечные плакаты и печатные издания для учащихся старшей школы Правила конспектирования. Правила конспектирования. Правила оформления цитат, библиографических записей. цитат, библиографических записей. Требования к оформлению творческих работ, рефератов, эссе. творческих работ рефератов, эссе. Требования к оформлению компьютерных презентаций. компьютерных презентаций
Информационные продукты школьников Отзывы о книге. Читательские дневники. Книжки - самоделки, детские рисунки. Сочинения. Рефераты, эссе. Списки интересных книг по классам ( правильное оформление библ. записи ). Презентации к проектам, творческим работам и т. д.
Варианты работы с детьми на уроках ИГ Поиск информации ( начальная школа ). Поиск информации ( начальная школа ). Поиск информации, работа с каталогом ( средняя школа ). Поиск информации, работа с каталогом ( средняя школа ). Развитие критического мышления. Развитие критического мышления.
Требования к библиотечным урокам Принцип системного подхода. Принцип преемственности.
Формы проведения библиотечных уроков : беседа, экскурсия, практическое занятие, лекция, семинар, зачёт, обзор, урок творчества, круглый стол, игра, анкета, портфолио достижений по курсу, турнир, конкурс, викторина, путешествие урок объяснения материала и др.
Технологические операции процесса подготовки и проведения библиотечного занятия ( урока ). Подготовительный этап Выбор класса. Выбор темы занятия. Выбор места проведения занятия. Выбор формы проведения занятия. Подбор и изучение документальных источников : Составление плана занятия. Определение основной цели занятия. Установление путей достижения этой цели. Определения объёма знаний, умений, навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе занятия. Определение хода занятия. Определение содержания занятия. Разработка конспекта занятия. Разработка практических упражнений. Определение функций библиотекаря и педагога. Подготовка наглядного материала. Подготовка раздаточного материала.
Технологические операции процесса подготовки и проведения библиотечного занятия ( урока ). Проведение занятия Опрос учащихся с целью определения существующих знаний, представлений по теме занятия ( или опрос предыдущего материала ). Изложение теоретической части нового материала. Выполнение практических заданий на закрепление нового материала. Проверка степени усвоения знаний. Домашнее задание.
Технологические операции процесса подготовки и проведения библиотечного занятия ( урока ). Подведение итогов Анализ проведённого занятия. Достижение поставленной цели Профессиональная компетентность библиотекаря, владение материалом. Уровень организации нового материала. Достигнута ли цель использования демонстрационного материала ( каталогов, картотек, книжной выставки, плакатов, альбомов и т. д.). Оценка проведённого занятия. Степень внимания аудитории. Дисциплина учащихся Глубина знаний, степень их усвоения. Качество выполнения практических заданий. Активность учащихся. Эмоциональная атмосфера в аудитории.
Литература