Самостоятельно-познавательная деятельность учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы «Перспективная начальная школа» Васильева Н.А. учитель начальных классов высшей категории МОУ гимназии 23
Васильева Нина Александровна Учитель начальных классов (стаж 3 8 лет) В гимназии работаю 10 лет Образование: высшее Практика работы по образовательным программам: Л.Н. Занкова, Эльконина - Давыдова, «Школа 2100» «Перспективная начальная школа» Награждена Почётной грамотой Министерства просвещения РФ и Почётными грамотами РУО, ГУО
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Основные мыслительные способности Умение обобщать, классифицировать, анализировать, синтезировать Умение переключать внимание Общая осведомлённость, объём кратковременной памяти, заучивание вербальной информации, долговременных процессов, сохранение информации
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления.
Логические приемы умственных действий - Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ.
« Курс математики «ПНШ» имеет цель не только ввести ребёнка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая моделируется (или описывается) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом..., а также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающего мира» ( Из программы «Перспективная начальная школа»)
Пять содержательных линий курса «Математика» арифметическая геометрическая величинная алгоритмическая (обучение решению задач ) алгебраическая
Арифметическая линия знакомство с цифрами и числами нет понятия «множество» понятие чисел от 0 до 5 вводится аксиоматично
Арифметическая линия уводим от пересчитывания – приводим к присчитыванию рассматриваем способ прибавления по частям способ поразрядного сложения: 6+7 = 6+(4+3)= 10+3= = (5+3)+(5+2) = (5+5)+(3+2) = 10+5 = 15 вводится понятие «пяток» числа от 6 до 10 рассматриваются как: 5+1=6; 5+2=7 ; 5+3=8 работаем на модели с точками числа от 11 до 20 знакомство с действием вычитания знакомство с количественным и порядковым счетом
Арифметическая линия Схемы: круговые (круги Элервена) линейные линейные с линейкой
Арифметическая линия
Геометрическая линия 1 класс: прямая, кривая, отрезок, дуга, точка, угол, ломаная, многоугольник - замкнутая ломаная, работа с линейкой, сантиметр, дециметр. 2 класс: прямая, луч, круг, окружность, периметр, виды углов, симметрия, построения циркулем и линейкой.
Геометрическая линия
Линия величин 1 класс: доизмерительный этап сантиметр и дециметр 2 класс: сантиметр, дециметр, метр килограмм, центнер минута, час, сутки, неделя, год календарь часы
Алгоритмическая линия – обучение решению задач понятие задачи учим составлению плана решения задачи условие и требование решение и ответ моделирование
Алгоритмическая линия – обучение решению задач
Учим: читать текст видеть в условии числа выделять числа моделировать
Система нетрадиционных заданий, игр для развития логического мышления 1. «Математические бусы» 2. «Логические цепочки» «Лишнее число» «Ошибки – невидимки» Задача детей, сделать ошибку невидимой 8=7 6+3= =7 6+3=10-1 8= =10
Логические задачи 1. На верёвке завязали 5 узлов, на сколько частей эти узлы разделили верёвку? 2. В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула
3. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? 4. Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них? 5.Из семи палочек сложить 3 треугольника. 6.По улице шли 2 отца и 2 сына, да дедушка с внуком. Сколько человек всего шло по улице?
Алгебраическая линия 1 класс: взаимосвязь компонентов действия сложения и вычитания примеры с окошками 2 класс: взаимосвязь компонентов действия сложения и вычитания решение уравнений на сложение и вычитание
Тематическое содержание курса математики в 1 классе: Дочисловой период – 10 часов Рассматриваем: признаки предметов – цвет, форму, величину пространственную ориентацию комбинаторные задачи задания «один лишний» Геометрические фигуры и их свойства – 18 часов (разбросаны по всему курсу 1 класса) Числа и цифры – 28 час. Сложение и вычитание – 48 часов Величины – 17 часов Арифметическая сюжетная задача – 10 час.
Вывод: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ОРИЕНТИРОВАНА НЕ ТОЛЬКО НА УСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СУММЫ ЗНАНИЙ, НО И НА РАЗВИТИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ, ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И СОЗИДАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.