Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС
Осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций. Умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Что такое суицид
Демонстративное поведение Аффективное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение Типы суицидального поведения:
Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Динамика развития суицидального поведения
Причины суицида
Несформированное понимание смерти Различные формы страха, гнева, печали, вины Ранняя половая жизнь Утрата цели Реакция протеста Конфликты Разрушение защитных механизмов Отождествление себя с человеком совершившим Депрессия Не критическое отношение к информации МОТИВЫ: поиск помощи; способ получить что-то; безнадежность; множественные проблемы; сделать больно другому; способ разрешить проблему.
Признаки наличия суицидальных мыслей Поведение Эмоции Слова
Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров. Фантазии на тему о своей смерти. Приобретение средств для совершения суицида. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. Проявление признаков депрессии. Особенности поведения
Резкие перепады настроения, раздражительность, слабость, плаксивость. Потеря аппетита; переедание. Повышенная сонливость; бессонница. Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес. Социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость. Негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности. Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого. Особенности эмоций
Прямые высказывания типа «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше». Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить». Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться». За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! С лов а и высказывания
эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья; учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих; убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; проявление интереса к жизни; планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психического напряжения. Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Учителя могут сделать следующее: Принять меры по: формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизация учебной деятельности, вовлечению в социально-значимую деятельность, организация школьного самоуправления. вселять у детей уверенность в свои силы и возможности; внушать им оптимизм и надежду; проявлять сочувствие и понимание; осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками. Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Благодарим за внимание.