Взаимодействие семьи и школы: новые реалии. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И.О. Будённая
Взаимодействие семьи и школы: новые реалии. Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и Родиной. ( Н. Фосколо)
Особенности ФГОС Стандарт как конвенциональная норма, общественный договор – ведущий компонент ФГОС – требования к результатам, портрет выпускника; – договорные отношения между участниками образовательного процесса; – распределение ответственности за достижение планируемых результатов; – вариативность образования
Пути реализации ФГОС, три «Т» Разработка современной образовательной программы (выполнение «Т» - требования к структуре образовательных программ) Изменение облика школы, соответствие кадрового состава поставленным задачам (выполнение «Т» - требования к условиям реализации образовательных программ) Использование современных УМК, технологий, систем оценки и т.д. (выполнение «Т» - требования к результатам освоения образовательных программ)
Формирование базовых компетентностей современного человека Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)
Основы ФГОС Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного воспитания Фундаментальное ядро содержания общего образования
Личностные требования к результатам освоения ОП: «портрет выпускника начальной школы» – любящий свой народ, свой край и свою Родину; – уважающий и принимающий ценности семьи и общества; – любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; – готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; – доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; – выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Изменился ребёнок в социальном, психологическом, физиологическом аспектах Понизилась креативность, энергетичность мышления, волевые качества Вырос эмоциональный дискомфорт, наблюдается неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки. Наблюдается рост психических заболеваний детей 25% младших школьников можно отнести к группе социально некомпетентных детей Появилась потребность экранной стимуляции познавательных процессов и деятельности вообще, дети стали хуже понимать тексты Всё больше появляется детей одарённых в личностной, интеллектуальной сфере, художественно одарённых детей и детей с высокой спортивной одарённостью Из доклада Д.И. Фельщтейна, апрель2010, исследования РАО, младшие школьники
Риски Государственное финансирование нового учебного плана Недостаточная укомплектованность педагогической литературой и учебно-методическими пособиями Отсутствие системного подхода, отсутствие единства у участников процесса реализации ФГОС в понимании его целей, задач и пр. Подмена инновационных идей, технологий, УМК имитацией деятельности в идеологии ФГОС Неприятие/непонимание концепции духовно-нравственного воспитания Сопротивление учителя/руководителя от «мы это уже давно делаем» до «переживем и эти изменения» Непонимание своей роли/ответственности за результаты обучения родителями и учредителями Отсутствие разработанной системы оценки декларируемых во ФГОС результатов
Входная диагностическая работа по обучению грамоте и математике в 1-х классах Задание 2. Сколько пуговиц одинаковой формы можно положить в каждую коробку? Соедини линией пуговицу и нужную коробку. Сколько пуговиц одинаковой формы можно положить в каждую коробку? Соедини линией пуговицу и нужную коробку. Оценка выполнения задания: 2 балла (за каждый правильный ответ 1 балл)
Входная диагностическая работа по обучению грамоте и математике в 1-х классах Задание 3. Раскрась только тех зверей, которые нарисованы справа от зайки. Оценка выполнения задания: 1 балл (даже если раскрашена только одна картинка).
Российский учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций. Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями Квалифицированный пользователь ИКТ
Взаимодействие семьи и школы: новые реалии. Таким образом, в настоящее время главным для сообщества преподавателей любого образовательного учреждения России является педагогическая организация взаимопонимания и сотрудничества взрослых и детей в семье.