Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 Программа духовно-нравственного воспитания «Юность флота» г. Балтийск
Законодательная база духовно- нравственного воспитания. Законодательная база духовно- нравственного воспитания. Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации). Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации). Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4). Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4). Федеральный Закон «Об образовании РФ». Федеральный Закон «Об образовании РФ». Национальная доктрина образования. Национальная доктрина образования. Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г. Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г. «Всеобщая декларация прав человека». «Всеобщая декларация прав человека». Гражданский кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. «Основы законодательства РФ о культуре». «Основы законодательства РФ о культуре». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы».
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания юношей- школьников воспитанников военно-морских классов. Программа духовно-нравственного воспитания «Юность флота» Военно-патриотическая работа Профильные Военно-морские классы
Этапы реализации Программы I этап – подготовительный (2002/2003 гг.) I этап – подготовительный (2002/2003 гг.) II этап – практический (2003/2005 гг.) II этап – практический (2003/2005 гг.) III этап – обобщающий (2005/2007 гг.) III этап – обобщающий (2005/2007 гг.)
Цели и задачи Программы Цель Программы - гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России. Цель Программы - гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России. Задачи: Задачи: Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства. Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства. Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены. Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. Развитие форм ученического самоуправления. Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы Программы Принцип природосообразности. Принцип природосообразности. Принцип целостности учебно- воспитательного процесса. Принцип целостности учебно- воспитательного процесса. Принцип сотрудничества. Принцип сотрудничества. Деятельностный подход. Деятельностный подход. Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход. Возрастной подход. Возрастной подход.
Ожидаемые результаты Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Структурная модель воспитательной программы «Юность флота» Я и Я 1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. 2) Формирование гражданского отношения к себе. 3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. 4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств Я и Отечество 1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культуроотразующей роли Православия для России. 2) Формирование гражданского отношения к Отечеству. 3) Воспитание верности духовным традициям России. 4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
Я Защитник 1) Воспитание чувства патриотизма, Я Защитник 1) Воспитание чувства патриотизма, Отечества сопричастности к героической истории Отечества сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. вооруженной защите. 2) Содействие возрождению и развитию флотских 2) Содействие возрождению и развитию флотских и морских традиций и морских традиций Я и здоровье 1) Создание условий для сохранения физического, Я и здоровье 1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. здоровья учащихся. 2) Воспитание негативного отношения к вредным 2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. привычкам. 3) Пропаганда физической культуры и здорового 3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни образа жизни
Я и культура 1) Раскрытие духовных основ отечественной Я и культура 1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. культуры. 2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, 2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов. идеалов. 3) Формирование понимания значимости искусства в 3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина. жизни каждого гражданина. Я и семья 1) Формирование представлений о семейных Я и семья 1) Формирование представлений о семейных ценностях. ценностях. 2) Формирование уважения к членам семьи, 2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих воспитание семьянина, любящего своих родителей. родителей. 3) Формирование у учащихся понимания 3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сущности основных социальных ролей сына – мужа. сына – мужа.
Я и школа 1) Формирование у учащихся осознания Я и школа 1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. товарищества и дружбы в коллективе. 2) Воспитание сознательного отношения к учебе, 2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору готовности школьников к сознательному выбору профессии. профессии. Я и планета 1) Воспитание понимания взаимосвязей между Я и планета 1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. человеком, обществом, природой. 2) Воспитание гуманистического отношения к людям. 2) Воспитание гуманистического отношения к людям. 3) Формирование эстетического отношения учащихся к 3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. творчества людей.
Модель выпускника в контексте программы «Юность Флота». Цель и задачи воспитания в связи с заданными качествами и направлениями развития личности Интеллектуальное развитие Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей Ребёнок Цель: Личность, способная строить жизнь, достойную человека Эстетическое и культурное развитие Осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству, умение понимать и ценить прекрасное Нравственность, духовность как основа личности Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к христианским и общечеловеческим ценностям Саморазвитие Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенство- ванию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, способность сделать правильный нравственный выбор Здоровье Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание физического и духовного здоровья, как одной из главных жизненных ценностей Креативность, «творческость» Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности Патриотизм гражданственность От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям России
Органиграмма воспитательной системы Виды и формы воспитывающей деятельности: 1. классные собрания, классные часы: - лекция; - беседа; - час общения; - ролевые игры; - диспуты; - «Мозговой штурм»; - урок творчества. Мероприятия: 1. КТД 2. Конкурсы, КВН 3. Викторины 4. Экскурсии 5. Походы 6. Вечера 7. Акции, проекты Диагностика: 1.Исследование особенностей личности: - общие сведения - способности - самооценка - темперамент - уровень воспитанности 2. Исследование межличностных отношений: - социально-психологи- ческий климат в классе - социометрия. Направления воспитательной работы: - «Я» и «Я»; - Я и Отечество; - Я и культура; - Я и семья; - Я и школа; - Я и здоровье; - Я – защитник Отечества; - Я и планета. Работа с родителями
Социокультурная среда МОУ СОШ 6 МОУ СОШ 6 ВМК БВМИ им. Ф.Ф. Ушакова Программа «Дети России» Дом учителя г. Калининград Калининградско- Смоленская Епархия Кафедраль- ный Свято- Георгиев- ский морской собор БФ ДЮСШ Бригада пограничных кораблей Музей ДКБФ Семья учащегося Библиотека им. Пикуля Школа искусств Клуб юных моряков Библиотека им. Белинского Бригада ОВР Военный комиссариат Дом детского творчестваа