МОУ Голицынская СОШ 1 Заместитель директора школы по воспитательной работе Добродеева Т.М. Тема : «Классный руководитель – архитектор классного коллектива» 1
Соответствовать статусу удается не каждому Соответствовать статусу удается не каждому Классный руководитель - душа компании и строгий наставник, умница, завораживающе вещающий о неизвестном, и неугомонный затейник, заботливый опекун и эталон для подражания. Классный руководитель - человек, с которого спрос велик, а претензий воз и маленькая тележка. Классный руководитель - душа компании и строгий наставник, умница, завораживающе вещающий о неизвестном, и неугомонный затейник, заботливый опекун и эталон для подражания. Классный руководитель - человек, с которого спрос велик, а претензий воз и маленькая тележка. 2
Архитектор, творец и помощник Классный руководитель это педагог- профессионал, его можно сравнить с архитектором, так как он выстраивает отношения сотрудничества со всеми членами школьного сообщества. Он создает оптимальную развивающую микросреду и благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка. Классный руководитель это педагог- профессионал, его можно сравнить с архитектором, так как он выстраивает отношения сотрудничества со всеми членами школьного сообщества. Он создает оптимальную развивающую микросреду и благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка. 3
Выполнима ли миссия, возложенная на классного руководителя? Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя: Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя: координация жизнедеятельности отдельной группы учеников, координация жизнедеятельности отдельной группы учеников, обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, установление связи с родителями и взаимодействие с семьей, установление связи с родителями и взаимодействие с семьей, ведение документации, ведение документации, педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей 4
Человек – это звучит гордо Профессиональная деятельность классного руководителя выстраивается в полном соответствии общей цели воспитания, которую ставит школа как образовательное учреждение, а именно: формирование личности как субъекта, способного строить жизнь, достойную человека. Профессиональная деятельность классного руководителя выстраивается в полном соответствии общей цели воспитания, которую ставит школа как образовательное учреждение, а именно: формирование личности как субъекта, способного строить жизнь, достойную человека. 5
Пять ключевых задач, реализующих основную цель классного руководства Создание благоприятного социально-психологического климата в классе Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности Организация духовно-нравственной деятельности детей Организация педагогической поддержки школьника Создание благоприятного социально-психологического климата в классе Создание благоприятного социально-психологического климата в классе Формирование у школьников отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину Отечества… 6
Деятельность классного руководителя Организация и воспитание классного коллектива это основная обязанность классного руководителя. Организуя и сплачивая коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения учебно- воспитательных задач. Организация и воспитание классного коллектива это основная обязанность классного руководителя. Организуя и сплачивая коллектив, он создает условия и предпосылки для успешного решения учебно- воспитательных задач. Классный руководитель обеспечивает тесное сотрудничество учителей своего класса, добивается единства требований и педагогических воздействий. Классный руководитель обеспечивает тесное сотрудничество учителей своего класса, добивается единства требований и педагогических воздействий. 7
Какой он – идеальный классный руководитель? Идеальный классный руководитель – человек мудрый Человек с очень богатой фантазией Идеальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих» Не провоцирует ученика на недостойный поступок, не отвечает насилием 8
Основные функции, определяющие содержание работы классного руководителя Аналитическая; Прогностическая; Организационно – координирующая; Коммуникативная; Контрольная 9
Аналитическая функция Получение и обработка информации о каждом ученике, его психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах. Получение и обработка информации о каждом ученике, его психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах. Изучение и анализ развития личности ребенка и ученического коллектива. Изучение и анализ развития личности ребенка и ученического коллектива. Анализ и оценка уровня воспитанности школьников. Анализ и оценка уровня воспитанности школьников. Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, работающего с классом. Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, работающего с классом. Изучение индивидуальных особенностей воспитанников. Изучение индивидуальных особенностей воспитанников. 10
Прогностическая функция Предвидение результатов воспитательного воздействия на школьников. Предвидение результатов воспитательного воздействия на школьников. Прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся. Прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся. Прогнозирование хода формирования классного коллектива, его деятельности. Прогнозирование хода формирования классного коллектива, его деятельности. Построение модели системы воспитательной работы в классе. Построение модели системы воспитательной работы в классе. Планирование воспитательной работы в классе. Планирование воспитательной работы в классе. 11
Организационно- координирующая функция формирование классного коллектива; формирование классного коллектива; организация и стимулирование разнообразных видов деятельности; организация и стимулирование разнообразных видов деятельности; оказание помощи и организация сотрудничества в деятельности органов ученического самоуправления; оказание помощи и организация сотрудничества в деятельности органов ученического самоуправления; поддержание связей семьи и школы, школы и социума; поддержание связей семьи и школы, школы и социума; содействие в получении дополнительного образования в школе и вне ее; содействие в получении дополнительного образования в школе и вне ее; защита прав учащихся; защита прав учащихся; создание условий для безопасности жизни и здоровья детей; создание условий для безопасности жизни и здоровья детей; организация индивидуальной работы с учащимися; организация индивидуальной работы с учащимися; участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы; участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы; ведение документации классного руководителя и классного журнала. ведение документации классного руководителя и классного журнала. 12
Коммуникативная функция Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде. Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде. Содействие в построении оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель - родители», «родители-ученик». Содействие в построении оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик», «учитель - родители», «родители-ученик». Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом. Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом. Коррекция поведения школьников. Коррекция поведения школьников. Содействие в установлении и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе. Содействие в установлении и поддержании благоприятного психологического климата в коллективе. 13
Контрольная функция контроль за результатами успеваемости каждого обучающегося; контроль за результатами успеваемости каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 14
Специфика работы классного руководителя с родителями Успех воспитания заложен в триединстве: учитель - ученик - родитель Успех воспитания заложен в триединстве: учитель - ученик - родитель Изначально необходимо поставить задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников. Изначально необходимо поставить задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников. Вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если же у какого-то ребенка возникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный поступок, имеет трудности в учебе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем - всем, о плохом - только родителю, при этом бережно и тактично. Вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если же у какого-то ребенка возникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный поступок, имеет трудности в учебе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем - всем, о плохом - только родителю, при этом бережно и тактично. 15
Педагог в роли фасилитатора Фасилитатор это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники. Фасилитатор это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники. 16
Чтобы Вас услышали Главная задача любого информатора сделать так, чтобы его услышали. Главная задача любого информатора сделать так, чтобы его услышали. Главное требование начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Главное требование начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения. Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения. Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей. Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей. 17
Изложение информации на родительском собрании. Соотносите голос с размерами сообщения. Соотносите голос с размерами сообщения. Следите за паузами: они должны быть. Думается лучше всего в паузах. Следите за паузами: они должны быть. Думается лучше всего в паузах. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее. Информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко. Информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко. 18
Если к Вам пришли родители Старайтесь внимательно слушать Вашего собеседника. Старайтесь внимательно слушать Вашего собеседника. Проявляйте интерес к разговору - кивайте головой, проговаривайте "да", "угу", воздержитесь от замечаний в ходе разговора, а после монолога собеседника задайте несколько уточняющих вопросов. Проявляйте интерес к разговору - кивайте головой, проговаривайте "да", "угу", воздержитесь от замечаний в ходе разговора, а после монолога собеседника задайте несколько уточняющих вопросов. Уточните, какую просьбу или требование Вас просят выполнить. Уточните, какую просьбу или требование Вас просят выполнить. Старайтесь сохранить спокойное состояние духа - Вы мудрый человек и способны справиться с любой ситуацией, но не пытайтесь сразу же ее решить. Старайтесь сохранить спокойное состояние духа - Вы мудрый человек и способны справиться с любой ситуацией, но не пытайтесь сразу же ее решить. Если после разговора у Вас остался неприятный осадок, попробуйте следующее: вымойте доску, порвите ненужные бумажки, подровняйте парты… Если после разговора у Вас остался неприятный осадок, попробуйте следующее: вымойте доску, порвите ненужные бумажки, подровняйте парты… 19
20