Заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Абанкина Ирина Всеволодовна Государственный Университет – Высшая школа экономики Институт развития образования Место НКО в реформе образования в России: проблемы и перспективы Место НКО в реформе образования в России: проблемы и перспективы
Число дневных общеобразовательных школ, тыс. 67,066,965,764,563,261,5 в том числе негосударственных, тыс. 0,60,70,70,70,70,7 Доля негосударственных школ, % 0,91,01,11,11,11,1
Число средних специальных учебных заведений (ссузов) в том числе негосударственных ссузов Доля негосударственных ссузов, % 4,23,36,76,56,07,5
Число высших учебных заведений (вузов) в том числе негосударственных вузов Доля негосударственных вузов, % 37,138,437,037,538,238,7
Проблема Проблема – не в экстенсивном наращивании числа негосударственных учебных заведений, студентов и учащихся, а во внедрении современных механизмов участия НКО в реформировании системы образования
Основные цели реформирования: стимулирование процессов развития и нововведений за счет стремления школ и вузов к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности рост возможностей образовательного выбора для учащихся и студентов рост автономии образовательных учреждений и организаций повышение эффективности бюджетных расходов, повышение инвестиционной привлекательности образования
Расширение общественного участия в образовании и в управлении образованием Придание государственно-общественным органам управляющих полномочий Публичная отчетность Активизация позиции обобщенного потребителя - - представители родителей школьников, местной общественности и др. Стимулирующая обратная связь: «от потребителя образовательной услуги – к ее производителю»
Механизмы участия Введение инструментов стимулирующей аттестации для учителей, включение представителей общественности в аттестационные комиссии Общественные наблюдатели на итоговой аттестации школьников в 11 и 9 классах – ЕГЭ и малый ЕГЭ Разработка и реализация проектов по независимой оценке знаний и компетенций учащихся Организация публичных обсуждений и дискуссий по вопросам образования – участие в стратегическом выборе направлений развития (опыт дискуссий в Германии после провала по результатам PISA)
Внедрение стимулирующей системы оплаты педагогов – оплата за качество и результативность Разделение ФОТ: базовая часть - оплата за урочную и внеурочную, воспитательную, методическую работу учителя – примерно 60% фонд стимулирования качества с участием в его распределении органов государственно- общественного управления школы – примерно 40%
Спасибо за внимание Государственный университет – Высшая школа экономики Институт развития образования Ирина Всеволодовна Абанкина