Индивидуальна программа развития ученика класса / учебный год Автор: Шмелёва Елена Владимировна, учитель иностранного языка, классный руководитель 11 класса МОУ «СОШ 12» г. Новочебоксарска
увлекается спортом; интересуется компьютерами; охотно принимает участие в творческих конкурсах; приветлив; неплохие отношения со сверстниками и одноклассниками. нет представления о профессии, которую он хотел бы иметь; нет инициативы в подготовке мероприятий; перекладывает порученную ответственность на других; порой проявляет нетерпимость к чужим недостаткам, может обидеть, сделав это неумышленно; в плане указаний учителя не всегда дисциплинирован, может забыть или проигнорировать просьбу, нарушить правовые нормы. Краткая характеристика учащегося:
Цель: Цель: Создать условия для развития личностных качеств учащегося, его внутреннего потенциала, помочь самоопределиться в профессиональной сфере. Задачи развития личности: Задачи развития личности: 1. Формировать культуру общения, толерантное поведение. 2. Формировать нравственные качества. 3. Создать условия для дальнейшего развития творческих способностей, лидерских качеств. 4. Формировать культуру интеллектуального развития и самосовершенствования, расширять кругозор. 5. Формировать правовую культуру. 6. Способствовать самоопределению учащегося в профессиональной сфере.
Коррекционно-развивающий этап проводился по следующим направлениям: Коррекционно-развивающий этап проводился по следующим направлениям: - развитие культуры общения, формирование толерантности; - формирование нравственных качеств; - развитие творческих способностей, лидерских качеств; - формирование культуры интеллектуального развития, самосовершенствования; - воспитание воли; - формирование правовой культуры; - способствование самоопределению в профессиональной сфере.
Направления работы Формы и методы работы МероприятияОжидаемые результаты Развитие культуры общения, формирование толерантности 1. Практикум. 2. Классный час. 3. Экономическая игра. «Конфликты в нашей жизни. Учимся их разрешать». «Умение управлять собой». «Город мастеров». Развитие умения слушать и учитывать чужое мнение; терпеливое отношение к чужим недостаткам. Формирование нравственных качеств 1. Мастер-класс. 2. Уроки литературы, истории. «Правила дружбы». Изучение нравственного наследия писателей и поэтов; наследия, имеющие общечеловеческий характер. Осознание нравственных норм и правил. Развитие творческих способностей, лидерских качеств 1. Конкурсы. 2. Дискуссии. «Романтическая пара» (2007г.), «Супер-пара» (2008г.) «Как становятся лидерами?», «Возможен ли лидер без последователей?». Развитие инициативы. Стремление к новым достижениям, к самосовершенствованию. Формирование культуры интел- лектуального развития 1. Интеллектуаль- ный марафон, ринг. 2. Сотрудничество с учителями- предметниками. Мероприятия приуроченные к Дню Науки. Стремление к приобретению новых знаний и умений. Рост активности на уроке.
Направления работы Формы и методы работы МероприятияОжидаемый результат Воспитание воли1. Решение проблемных ситуаций. 2. Выполнение поручений. «Есть право выбора…», «Предполагаемый результат моих действий». Появление настойчивости в преодолении трудностей. Доведение начатого дела до конца. Формирование правовой культуры 1. Классные часы. 2. Встречи с представителям и органов правопорядка «Скажем нет наркотикам», «Скажем нет курению», «Скажем нет алкоголю». Осознание правовых норм как о регуляторах своего поведения в обществе. Ответственность за своё поведение. Способствова- ние самоопреде- лению в профес- сиональной сфере 1. Работа с психологом школы по профессиональ ному самоопределен ию. 2. Классные часы.«Мой профессиональный выбор», «Моя будущая профессия». Выбор будущей профессии, осознание её значимости для себя и общества.
Диагностический этап. Диагностический этап. Диагностика личности проводилась по следующим методикам: 1. Многофакторный личностный опросник (определение личностных характеристик учащегося). 2. Методика определения уровня ситуативной и личностной тревожности (самооценка, уважение). 3. Методика измерения мотивации достижения (мотив стремления к успеху и избегание неудачи). 4. Определение уровня воспитанности учащегося (отношения с одноклассниками, учителями, дисциплинированность). 5. Методики по профориентации. Результаты диагностического этапа представлены в сравнении с контрольным этапом диагностики (см. контрольный этап).
Контрольный этап. Выводы. Контрольный этап. Выводы. «Многофакторный личностный опросник». (Определение уровня развития свойств личности. %) А – нервозность F - уравновешенность В – спонтанная агрессивность G – реактивная агрессивность C – депрессивность Н - застенчивость D – раздражительность I – открытость Е – общительность J – эмоциональная лабильность
Мотивация достижения. Диагностический этап: Контрольный этап: Профориентация. Диагностический этап: у учащегося нет чёткого представления о своих жизненных планах, имеются поверхностные понятия о профессиях, которые ему интересны; мотивы определённых учащимся профессий связаны с их престижностью и высокооплачиваемостью. Контрольный этап: есть чёткое представление о выбранной профессии (программист), требованиях, предъявляемых к данной профессии; мотивы определённой учащимся профессии связаны с её престижностью, полезностью в обществе, высокооплачиваемостью.
Уровень воспитанности (по пятибалльной системе). A – отношения со сверстникам B – отношения с учителями C – отношения с сотрудниками школы D – дисциплинированность в плане указаний учителя E – отношение к школьному имуществу F – отношение к труду G – внешний вид
Индивидуальная работа проводилась по следующим направлениям: - Нравственное воспитание ( контрольный этап) – учащийся осознаёт нравственные нормы и правила (свобода, ответственность, ценность человеческой жизни, отношение к окружающему). - Интеллектуальное развитие – у учащегося повысился интерес к учебной деятельности, отсутствуют пропуски без уважительной причины. - Формирование правовой культуры – у учащегося сформированы знания о праве, правовых нормах как регулятора поведения человека в обществе, отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного, осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Выводы: цель - развитие личностных качеств учащегося, раскрытие его внутреннего потенциала, самоопределение в профессиональной сфере достигнута После проведения контрольной диагностики было проведено сравнение полученных результатов с ожидаемыми результатами и сделаны выводы. Выводы: 1. На контрольном этапе отмечается позитивная динамика развития личности. 2. Учитывая положительные результаты работы, считаю, что представленная программа эффективна, поставленная цель - развитие личностных качеств учащегося, раскрытие его внутреннего потенциала, самоопределение в профессиональной сфере достигнута: - учащийся осознаёт нравственные и правовые нормы; - владеет культурой общения; - проявляет инициативу в деятельности; - самоопределился в профессиональной сфере.
Литература 1. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. «Справочник классного руководителя классы», М. 2005г. 2. Овчарова Р.В. «Технологии практического психолога образования», М. 2006г. 3. Павлова Т. Л. «Профориентация старшеклассников», М. 2005г. 4. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога», М. 2001г.