ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ЭТО СЕРЬЁЗНО
ПРОФЕССИЯ- род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Факторы выбора профессии: НАДО МОГУ ХОЧУ Профессио- нальные интересы, склонности Состояние здоровья, Профессиональная квалификация, Профессиональные способности Спрос на рынке труда, Возможности трудоустройств а
Формула выбора профессии: хочу надо могу
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ: начальное начальное профессиональные лицеи, ПТУ профессиональные лицеи, ПТУ среднее среднее техникумы, колледжи техникумы, колледжи высшее высшее ВУЗы (институты, университеты, академии) ВУЗы (институты, университеты, академии)
Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить: в справочниках для поступающих в учебные заведения; в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET; в рекламных объявлениях; в библиотеках; в Отделе планирования профессиональной карьеры и профориентации; при личных посещениях учебных заведений.
На базе нашего Центра Образования проходил мониторинг, направленный на изучение профнаправленности учащихся средней школы. Участникам было предложено 2 методики: Участникам было предложено 2 методики: «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО; Е.А.Климов) и «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО; Е.А.Климов) и Тест Дж.Голланда (Дж.Холланда) на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной). Тест Дж.Голланда (Дж.Холланда) на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной).
Методика Дж. Голланда описывает ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ: реалистический (R), реалистический исследовательский (I), исследовательский артистический (А), артистический социальный (S), социальный предпринимательский (E), предпринимательский традиционный (С). традиционный
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (R) Типичные направления образования: техническое образование, техническое образование, квалифицированные ремёсла, квалифицированные ремёсла, сельскохозяйственное образование, сельскохозяйственное образование, лесоводство, лесоводство, охрана природы, охрана природы, военные специальности. военные специальности. Предпочитает работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами, более чем с людьми.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (I) Типичные направления образования: математика, математика, физика, физика, биология, биология, биомедицинская инженерия, биомедицинская инженерия, генетика. генетика. Ориентирован на науку и научную активность. Предпочитает более работать с идеями, чем с людьми и предметами.
АРТИСТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (А) Типичные направления образования: искусство, искусство, музыка, музыка, театр, театр, танцы, танцы, изучение языков, изучение языков, проектирование и дизайн. проектирование и дизайн. Предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства.
СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (S) Типичные направления образования: искусство, искусство, социальная служба, социальная служба, социология, социология, консультирование, консультирование, коммуникация, коммуникация, дошкольное воспитание и детское развитие. дошкольное воспитание и детское развитие. Ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (E) Типичные направления образования: бизнес-образование, бизнес-образование, управление, управление, маркетинг, маркетинг, право. право. Деятельность, связанная с влиянием на людей, организацией их на решение определённых задач.
ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ, ОФИСНЫЙ (С) Типичные направления образования: бухгалтерия, бухгалтерия, деловая статистика, деловая статистика, финансы, финансы, компьютерные технологии, компьютерные технологии, делопроизводство. делопроизводство. Предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПО выборам учащихся средней школы
Методика «Д. Д.О.» (Е.А.Климов) описывает 5 сфер при выборе профессий: «человек-природа» «человек-техника» «человек-человек» «человек-знаковая система» «человек-художественный образ»
Человек – ПРИРОДА Профессиональная дея- тельность, связанная с растениями, животными. ПРОФЕССИИ: ветеринар; ветеринар; агроном; агроном; флорист и т. д. флорист и т. д.
Человек – ТЕХНИКА Профессиональная деятельность, связанная с техникой. ПРОФЕССИИ: слесарь, токарь, слесарь, токарь, наладчик, тех - ник; наладчик, тех - ник; ремонтник, во - дитель. ремонтник, во - дитель.
Человек – ЧЕЛОВЕК Профессиональная дея- тельность, связанная с общением и с людьми. ПРОФЕССИИ: педагог; педагог; психолог; психолог; социолог; социолог; продавец и т. д. продавец и т. д.
Человек – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Профессиональная дея- тельность, связанная со знаками (буквами, циф- рами, нотами). ПРОФЕССИИ: ученый, секретарь; ученый, секретарь; врач, учитель; врач, учитель; музыкант, конструктор; музыкант, конструктор; журналист; журналист; искусствовед. искусствовед.
Человек – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Профессиональная дея - тельность, связанная с ИСКУССТВОМ. ПРОФЕССИИ: дизайнер; дизайнер; художник; художник; фотограф; фотограф; композитор. композитор.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПО выборам учащихся средней школы
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: 1. следование чужим советам, выбор за компанию; 2. выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии; 3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности; 4. незнание своих личных особенностей.
Человек счастлив тогда, когда он утром Человек счастлив тогда, когда он утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. с радостью возвращается домой.