Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан С.С., к.п.н., директор ОГУ ДПО «Новосибирский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения»
Региональный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования в Новосибирской области по технологии определяет дополнительные к федеральным требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ профориентационной направленности в рамках реализации ОО «Технология» и к уровню профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учреждений Новосибирской области
В рамках регионального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования в Новосибирской области предусмотрены следующие примерные образовательные программы профориентационной направленности в рамках ОО «Технология»: «Основы выбора профессии» - 8 класс, «Основы выбора профессии» - 8 класс, «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - 9 класс, «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - 9 класс, «Технология карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» класс «Технология карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» класс.
Цель реализации образовательных программ профориентационной направленности регионального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования в Новосибирской области: актуализировать процессы профессионального самоопределения и формирования осознанного профессионального выбора школьников, позволяющих молодым людям успешно реализовать себя в дальнейшем в качестве субъектов профессиональной деятельности с учетом требований рынка труда Новосибирской области
С учетом возрастных особенностей школьников образовательные программы профориентационной направленности позволяют решить следующие задачи : выработка у учащихся осознанного отношения к труду и профессиональной деятельности, позитивный образ профессионала; развитие потребности в труде, технических и творческих способностей, профессионально важных качеств личности; формирование трудовых навыков и умений, технологических и первоначальных профессиональных знаний; развитие способности адаптироваться к различным видам деятельности, быстро осваивать различные технологические средства и проектировать свое личностное и профессиональное развитие; ознакомление с востребованными профессиями и современными требованиями регионального рынка труда.
В результате освоения обязательного минимума содержания образовательных программ профориентационной направленности регионального компонента основного общего образования Новосибирской области выпускники должны соответствовать следующим требованиям: иметь представление о промышленном производстве, технологиях и тенденциях социально-экономического развития Новосибирской области; знать современные направления развития науки и промышленного производства Новосибирской области, основные потребности регионального рынка труда; владеть системой знаний о себе, о мире профессионального труда Новосибирской области, профессиях и специальностях, востребованных в Новосибирской области; уметь пользоваться информационной, нормативной и правовой базой современного рынка труда и образовательных услуг Новосибирской области; уметь составлять личный профессиональный план, обосновывая выбор своего профессионального пути, использовать его при трудоустройстве и планировании профессиональной карьеры с учетом рынка труда Новосибирской области.
Содержание образовательных программ профориентационной направленности реализуется в тесной взаимосвязи с профориентационной работой в общеобразовательных учреждениях и направлено на пошаговое формирование профессионального самоопределения учащихся в процессе школьного обучения: у школьников младших классов (I – IV) необходимо сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развить интерес к миру профессий и установку на выбор профессии в будущем;
у школьников V – IX классов важно создать условия для осознания ими своих интересов, способностей, ценностей, связанных с выбором будущей профессии и своего места в обществе; сформировать позитивное отношение к трудовой деятельности; акцентировать внимание на необходимости выбора профиля обучения на основе знаний об особенностях и требованиях различных профессий;
У школьников X – XI классов необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; оценки и коррекции профессиональных планов с учетом специфики и особенностей социально-экономического развития региона и потребностей регионального рынка труда; ознакомлении их со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовке к избранной профессии и саморазвития в ней.
Для старшеклассников ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего с учетом специфики и особенностей социально-экономического развития и потребностей рынка труда Новосибирской области выступает как неотъемлемая часть всего учебно- воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, включением в практическую деятельность для развития склонностей и способностей учащихся и формирования у них позитивного отношения к труду
Для мониторинга и оценки качества освоения образовательных программ профориентационной направленности может проводиться: Организация проектной деятельности учащихся в рамках освоения разделов программ «Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование» - 8, 9 классы, «Проектирование профессиональной карьеры» - 10, 11 классы начиная от выполнения учебного мини-проекта по определению своих профессиональных намерений до проектирования своей профессиональной карьеры в условиях Новосибирской области с помощью дневника профессионального самоопределения учащегося (портфолио)
Новосибирский Областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения осуществляет помощь образовательным учреждениям в организации системы профориентационной работы: Проведение методических и обучающих семинаров для педагогов и психологов образовательных учреждений по вопросам профориентации; Проведение индивидуальных и групповых профдиагностических исследований учащихся; Оказание консультативной помощи учащимся, родителям и педагогам по вопросам профотбора, формирования профессионального самоопределения и выбора профессии, мотивации к обучению и труду; Организация и проведение профориентационных мероприятий для учащихся.