Профессиональная ориентация учащихся Семененкова Т.М. учитель технологии МОУ – Жерелевская общеобразовательная средняя школа Куйбышевский район Калужская область
Мотивация Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода профессиональной деятельности и формы занятости, с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда – является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов здравоохранения и органов управления здравоохранением. Учащиеся сельской школы получают знания, в основном, в школе. Рынок труда меняется каждый год и если не педагог, то кто поможет ребятам разобраться, куда пойти учиться, что представляет собой выбранная профессия, как не сделать ошибку в выборе будущей профессии.
Этапы профессиональной ориентации школьников 1. Профессиональное просвещение -ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
2. Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений)
3 Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания.
Цель Познакомить учащихся с условиями успешного профессионального определения Задачи: 1. Дать начальные представления об особенностях профессий; 2. Познакомить учащихся с литературой о выборе профессии; 3. Познакомить с первой информацией о профессиональных склонностях старшеклассников; 4. Увлечь идеей самовоспитания и самопознания
Учащиеся и родители Управление профессиональной ориентацией учащихся.
Модель работы с учащимися по профессиональному самоопределению 1 ступень(1-4кл.). Знакомство с профессиями родителей Знакомство с миром профессий. Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности. Построение профориентационного профильного пространства. 4 ступень (10,11 кл.). Углубленное изучение предметов. Участие в научных обществах, Тематические экскурсии, Анкетирование Знакомство с центром занятости. Построение профориентационного профильного пространства. 2 ступень (5-7кл.) Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей, Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями. Построение профориентационного профильного пространства. 3 ступень (8,9кл.) Активизация интереса к выбору профессии, Формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, Компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, Уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, Выбор профиля обучения в старшей школе. Построение профориентационного профильного пространства.
От чего зависит выбор профессии Выбор профессии зависит от: информированности (ориентирования) школьников о мире профессий, знания своих личностных возможностей, умения соотносить личностные черты с требованиями к профессии или специальности. Выбор профессии всегда связан с такими категориями, как возможности и потребности, интерес и цель, такими факторами, как склонности и мотивация, предвидение результатов принятых решений.
Поэтапная профориентационная работа. КлассВиды деятельностиМотивационные изменения 1-4 Ознакомление с миром самых распространенных (популярных) профессий, с профессиями своих родителей и близких Формируется правильное эмоциональное отношение к процессу труда, появляется желание заниматься полезным трудом, качественно выполнять порученное дело 5-7 Ознакомление с профессиями своих родителей и близких людей, с профессиями своего региона. Должны знать, где и какие знания они могут применять в своем регионе (районе). Ознакомиться с потребностями района в определенных специальностях и обратить внимание именно на эти специальности Формируются прогностические умения относительно трудовой деятельности, возможностей реализации избранной профессии в районе (регионе). Происходит выделение профессиональной цели, профессиональной мечты (чего хочет достичь, чего может достичь) 8-9 Введение курса "Основы выбора профессии". Изучения профессиональных интересов и склонностей. Выяснение последующих жизненных планов. Определение наличия рейтинга профессий. Рекомендуется выбор одной из пяти сфер профессиональной деятельности: человек-природа, человек- техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ Формируются стойкие профессиональные интересы, происходит выбор последующего пути учебы в х классах. Усиливается внимание к последующим образовательным планам. Школьники получают информацию о мире профессий, специальности, учебных заведениях. Выясняются представления о препятствиях на пути к любимой профессии Изучение планов продолжения образования и выбора последующей профессиональной деятельности, выбор профиля учебы. Наличие собственного рейтинга профессий. Помощь в выборе будущей профессии. Школьники уточняют соответствие имеющихся черт профессионально важным чертами выбранной профессии, состояния здоровья - требованиям выбранной профессии Обращается внимание не только на психофизиологические черты школьников, необходимые для овладения профессией, но и происходит коррекция выбора старшеклассников, подростки получают помощь в самооценке своих способностей и склонностей
Информация для выпускников все к ЕГЭ
Комплект материалов по профориентации
Учебные заведения
Уголок по профориентации
План профориентационной работы
Ожидаемые результаты В случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая - широкие возможности для самореализации
Оценка эффективности Эффективность проекта будет оцениваться по количественным и качественным показателям: готовность ученика к предварительному профессиональному выбору и определению индивидуального образовательного маршрута в профильном пространстве старшей школы; готовность ученика к личностной и профессиональной самореализации; готовность выпускника к осознанному профессиональному выбору, успешному продолжению образования и самореализации в современном социуме (как конечный образовательный результат деятельности школы) количество педагогов, повысивших квалификацию; оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации проекта;