Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года
Структура занятия: I блок Теоретический: -Что такое профессиональная ориентация подростка? -Основные цели и функции социального педагога в профориентации; -Основные формы и методы ориентации школьников на рабочие специальности; -Профессиональная диагностика.
II блок Практический – Деловая игра «Профсоюз»
Что такое профессиональная ориентация? Выбор профессии - Социально важная задача для каждого человека; Профориентация - это целостная система научно- практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Основные цели социального педагога в профориентации: 1.Формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности 2.Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему общественные потребности.
Основные функции социального педагога в профориентации: 1. Диагностическая; 2. Организационная; 3. Информационно-просветительская; 4. Мотивационная; 5. Профилактическая; 6. Воспитательная; 7. Коммуникативная.
Диагностическая · изучение профессиональных намерений учащегося; · выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка; · изучение познавательных интересов подростка; · изучение склонностей; · изучение способностей; · выявление положительных качеств личности подростка; · определение оценки подростком своих успехов и достижений в учебной деятельности.
Организационная 1.организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся; 2.организация и участие в проведении общешкольных мероприятий по профориентации.
Информационно-просветительская · проведение справочно-информационных профконсультаций; · информирование школьников о ситуации на рынке труда. задача социального педагога информирование учащихся о востребованных профессиях
Мотивационная задача социального педагога состоит в том, чтобы сформировать у каждого подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности.
Профилактическая профилактика ошибок выбора профессии: бытующие мнения о престижности профессии; выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей ("за компанию"); перенос отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на саму профессию; увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии; Игнорирование медицинских противопоказаний; незнание или недооценка своих психологических особенностей; отождествление школьного учебного предмета с профессией.
Воспитательная воспитание уважения к труду и представителям любой профессии; воспитание интереса к рабочей профессии.
Коммуникативная взаимодействии со смежными специалистами - с коллегами: педагогом-психологом, педагогом-организатором, классными руководителями, администрацией школы, представителями учебных заведений, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних, с семьей подростка.
Основные формы и методы ориентации школьников на рабочие специальности: 1.Профессионально-производственная деятельность в кружках, функционирующих на базе ПТУ, ПЛ; 2. Организация общественно-полезного труда в школе и выполнение практических заданий на уроках трудового обучения; 3. Встречи с представителями разных профессий; 4. Организация экскурсий на предприятия (наиболее результативная форма ориентации, т. к. предполагает разностороннее знакомство с профессией, условиями и спецификой труда); 5. Участие в таких мероприятиях, как день открытых дверей (в учебных заведениях), день профориентации, день профессии (в учебно- производственных комбинатах).
Профессиональная диагностика: Диагностика: 1. Блок методик Г.В. Резапкиной (блок рассчитан на 3 урока): -урок: «Профиль», «Тип мышления» -урок: «Эрудит» -урок: Опросник профессиональных склонностей 2. Программа компьютерной диагностики «ПРОФИ II»: 3. Программа компьютерной диагностики Г.В. Резапкиной.
Презентацию подготовил социальный педагог ЦПМСС Терехова Н.В. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!