О ходе реализации в Российской Федерации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата Докладчик: статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В. Шаронов
План доклада Основные положения Киотского протокола Исполнение обязательств Российской Федерации по Киотскому протоколу О применении механизмов Киотского протокола 2
Основные положения Киотского протокола Рамочная конвенция об изменении климата, (РКИК) подписана в Рио-де-Жанейро в 1992 году, входят 189 стран, включая Россию. Россия ратифицировала РКИК в 1994 году. Основная цель РКИК – стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Отраслевая структура выбросов СО2 в России Киотский протокол устанавливает количественные обязательства его участников по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в период 2008 – 2012 гг., ратифицировали 162 страны. Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 году. 3
Основные обязательства по Киотскому протоколу Количественные: выбросы ПГ в период годы не должны превышать «установленного количества» (Россия – 100% от уровня 1990 года) Институциональные: Национальная система оценки выбросов/ абсорбции ПГ, Кадастр, Национальный реестр установленного количества Реализация национальной политики и мер : 1. Снижение выбросов (энергетика, промышленность, ЖКХ, транспорт и др.) 2. Тарифная и налоговая политика 3. Увеличение абсорбции (леса, СХ) 4. Адаптация экономики к изменениям климата Отчетность представляется в виде: Доклада о расчете установленного количества Национального доклада по кадастру Отчета об очевидном прогрессе в выполнении обязательств Информации об учреждении национального реестра установленного количества 4
Исполнение количественных обязательств Российской Федерации по Киотскому протоколу (в сравнении с другими странами) В текущий период Россия с существенным «запасом» выполняет количественные обязательства Польша Португалия Греция Ирландия Канада Новая Зеландия Финляндия Австрия Япония Италия Норвегия Дания Нидерланды Бельгия ЕС Франция Швеция Великобритания Германия Чехия Словакия Россия Венгрия Испания Румыния Украина Болгария Уровень выбросов парниковых газов в 2003 г. по сравнению с уровнем 1990 г., % 5
Динамика выбросов парниковых газов и прогноз на период действия обязательств Снижение энергоемкости ВВП приводит к тому, что ежегодный рост выбросов ПГ составляет в среднем не более 2,5% в год На диаграммах: до 2005 года – расчеты по топливному балансу, с 2006 по прогноз на основе Программы действий Правительства на среднесрочную перспективу ( ) Динамика ВВП и потребления ТЭР, в % к 1990 г (оценка) ВВП Потребление ТЭР Прогнозная оценка: В период 2008 – 2012 годы Россия выполнит количественные обязательства, запас национальной «квоты» при реализации Программы действий Правительства составит более 3 млрд. т СО2-экв
Реализация национальной политики и мер Программа развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( годы) Металлургия: удельные затраты ТЭР к 2010 г. сократятся на 8-10%, химическая, целлюлозо- бумажная и др. отрасли промышленности: рост показателей эффективности производства до 2010 г. > 5%. Отраслевые стратегии Сокращение нерыночного сектора экономики, реформа технического регулирования, устранение структурных ограничений экономического роста, совершенствование механизмов природопользования Деятельность энергетических компаний РАО «ЕЭС России» - снижение удельного расхода топлива в 2004 г. – 0,6%., ОАО «Газпром» - в гг. экономия ТЭР 13,7 млн. т у.т, сокращение выбросов метана в 2004 г. на 109,1 тыс. т. Развитие возобновляемых источников энергии Увеличение доли энергии, производимой из возобновляемых источников, в энергетическом балансе в 2-3 раза. 7
Реализация политики и мер в других странах Нормирование выбросов СО2 (объемов сжигаемого топлива), фискальные стимулы Страны ЕС, Канада, Япония Формирование инвестиционных и инновационных фондов на принципах ЧГП Нормирование технологий э/генерации и э/потребления по удельным показателям Страны ЕС, Канада Япония 8
Исполнение Россией институциональных обязательств Организация национальной системы оценки выбросов/абсорбции ПГ Национальный реестр установленного количества Национальный кадастр Образована распоряжением Правительства России от р. Ответственный - Росгидромет Образован распоряжением Правительства России от р Ответственный – МПР России Представляется до 15 апреля за год, предшествующий отчетному. Ответственный - Росгидромет 9
Сведения о работах в регионах России по реализации положений Киотского протокола Региональные программы в области энергосбережения, экологии, ЖКХ, воспроизводства лесов и др. Планируемые к реализации мероприятия по сокращению выбросов за счет экономии ТЭР Предложения по проектам совместного осуществления Региональная инвентаризация выбросов парниковых газов 28 регионов реализуют 39 программ, обеспечивающих снижение выбросов парниковых газов 26 мероприятий в 11-ти регионах 87 проектных предложений из регионов и 18 проектных предложений в соответствии с международными рекомендациями 10 регионов (Башкортостан, Татарстан, Архангельская область, Республика Хакасия, Новгородская обл., Свердловская обл. и др.) 10
Механизмы Киотского протокола Чистого развития: инвестиционные проекты бизнеса развитых стран в развивающиеся страны Проекты совместного осуществления: совместные инвестиционные проекты бизнеса развитых стран Торговля эмиссиями: прямая торговля «частями установленного количества» между развитыми странами (не приветствуется, если вырученные средства не инвестируются в проекты по снижению выбросов ПГ) Процедуры и правила реализации механизмов КП утверждены на Первом Совещании Сторон КП (Монреаль, декабрь 2005 г.) Механизмы Киотского протокола 11
Требования к проектам совместного осуществления: Утвержден двумя сторонами Киотского протокола; Реализуется в следующих секторах: энергетика, промышленность, ЖКХ, сельское и лесное хозяйство и др.); Страны соблюдают институциональные обязательства, адекватно реализуют национальную политику и меры по снижению выбросов и увеличению абсорбции ПГ; Соблюдение в национальных процедурах утверждения проектов международных рекомендаций (решения 1-го Совещания Сторон Киотского протокола в Монреале в декабре 2005 г.), в том числе: - разработка специального документа организации проекта ( PDD); - верификация проекта независимой организацией; Требования и рекомендации к проектам совместного осуществления 12
Отрасли Ожидаемый объем сокращений выбросов ПГ в тыс.т. СО 2 -экв. Сумм. объем углеродных инвестиций в проекты, млн. $ ЖХК ,6 Газовая ,7 Электроэнергетика ,4 Угольная 6000,5 Химическая 35004,7 Лесная и деревообрабатывающая ,2 Итого ,1 В Минэкономразвития России от потенциальных инвесторов поступили предложения по 30 проектам совместного осуществления. В лидерах - ЖКХ, газовая отрасль и электроэнергетика Проектные предложения, инициированные в России в 2005 году 13
Суммарный спрос на единицы выбросов в странах ЕС составляет не менее 400 млн. тонн СО2-экв. Международные программы и фонды «киотских инвестиций» Размер фонда Мировой банк> 350 млн. ЕБРРоколо 200 млн. KfW Carbon Fundоколо 50 млн. Австрийская программа JI/CDM (Kommunalkredit) около 40 млн. Европейский углеродный фонд 105 млн. Конкуренты России в «киотских инвестициях» : Китай, Индия, Бразилия, Таиланд, Украина, Болгария, Румыния и др. – в 2005 году заключили соглашения более чем на 2 млрд. USD Спрос со стороны инвесторов на проекты – совместное осуществление и чистое развитие 14
Дальнейшие шаги по реализации положений Киотского протокола Уточнение Комплексного плана действий по реализации Киотского протокола Усиление роли Межведомственной комиссии по реализации Киотского протокола; Уточнение полномочий заинтересованных ФОИВ Финансовое обеспечение реализации положений Киотского протокола 2. В сфере применения механизмов Подготовка проекта нормативного правового акта Правительства России, регулирующий процедуру утверждения проектов совместного осуществления 1. В сфере исполнения обязательств 3. Разработка концепции законодательного акта Российской Федерации, регулирующего вопросы реализации Киотского протокола 15