Индивидуальная программа развития ученика 6 класса на 2007 – 2012 учебные года. Автор: Романова Олеся Владимировна учитель биологии МОУ «СОШ 12», г. Новочебоксарска
Цель программы: Создать условия для развития личностных качеств учащегося, его внутреннего потенциала. Задачи: Формировать культуру общения, формирование толерантности. Формировать культуру общения, формирование толерантности. Повысить самооценку. Повысить самооценку. Понизить уровень тревожности. Понизить уровень тревожности. Создать условия для дальнейшего развития творческих способностей. Создать условия для дальнейшего развития творческих способностей. Формировать культуру интеллектуального развития и самосовершенствования. Формировать культуру интеллектуального развития и самосовершенствования.
Этапы работы: I этап – 2007–2008 года диагностический – определение цели задач, развития личности; II этап – 2008 год – коррекционно- развивающий; III этап – 2008 год –предварительно- контрольный - диагностика развития личности учащегося, выводы.
I этап – диагностический, определение цели, задач развития личности 1. Социометрия – определение статуса учащегося в коллективе. 2. Методика определения уровня воспитанности учащегося во внешнеповеденческом аспекте (на основе наблюдения): общение, речь, отношения с учащимися, учителями, другими сотрудниками школы, дисциплинированность в плане указаний учителя, отношение к школьному имуществу, к труду, внешний вид. 3. Методика исследования удовлетворенности учащихся школьной жизнью - выявить уровень удовлетворенности учащегося жизнедеятельностью в школе и классе. 4. Методика определения уровня тревожности – выявить уровень тревожности. 5. Методика самооценки – выявить уровень самооценки
II этап – коррекционно-развивающий Этап проводился по следующим направлениям: Формы, методы и приёмы работыМероприятия Ожидаемые результаты 1.Практикум по культуре общения. 2. Классные часы. 3. Конкурс. 4. Индивидуальные беседы по ситуации. 5. Участие в групповой работе на уроках. 6. Беседы с психологом. 7. Тренинг с родителям «Эмоции, мимика, жесты. О чем они говорят?». «Нам счастья не сулит обида чья-то». «Мы поссоримся и помиримся». «Культура речи, или Побеседуем о беседе». «Магазин одной покупки». «Учимся общаться» Развитие умения слушать и учитывать чужое мнение. Терпеливое отношение к чужим недостаткам.
Формы, методы и приёмы работы Мероприятия Ожидаемые результаты 1. Решение проблемных ситуаций. 2. Беседы. 3. Выполнение поручений. 4. Тренинг. 5. Конкурс 6. Беседы с психологом «Что мне не нравиться в себе и как это исправить? ». Поздравить девочек класса; Остаться на дополнительное занятие и пр. Подготовить статью в газету. Подготовить материал к газете о профессиях. «Вера в себя». «Правила дорожного движения» Появление настойчивости в преодолении трудностей. Доведение начатого дела до конца. Повышение самооценки.
Формы, методы и приёмы работы Мероприятия Ожидаемые результаты 1.Дискуссия. 2. Классный час. 3. Ролевая игра. 4. Познавательная игра. 5. Организация праздничных поздравлений одноклассникам, педагогам, ветеранам. 6. Индивидуальные беседы по ситуации. 7. Беседы с психологом, родителями. «Зачеты, проверочные, контрольные». «Я и учителя». «Я и мои близкие». «Все мы разные». «Что я умею лучше всех». День учителя. День пожилых людей. Именинники класса Тренинг с родителями «Как реагировать на «двойки» Снижение тревожности, не боязнь учителей, проводимых контрольных работ.
Формы, методы и приёмы работы Мероприятия Ожидаемые результаты 1.Конкурсы. 2. Творческие клипы. 3. Спектакль. 4. Участие в праздновании памятных дат в жизни учащихся. Экологическая агитбригада. Фабрика звезд. «С Новым годом, мама! С Новым годом, папа!». «Синяя птица». Поздравление именинников. День Святого Валентина. Дальнейшее развитие сценических способностей. Стремление к новым достижениям, к самосовершенст вованию. Развитие инициативы.
Формы, методы и приёмы работы Мероприятия Ожидаемые результаты 1.Интеллектуальный марафон, интеллектуальный ринг. 2. Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления. 3. Индивидуальные беседы по ситуации. 4. Классный час. 5. Сотрудничество с учителями– предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности учащегося. 5. Беседы с психологом, родителями. Марафон, приуроченный ко дню науки. «Проверь себя» «Сколько? Почему? Зачем?...». Различные конкурсы на праздновании в классе дня именинника. «История чаепития» Возникновение стремления к приобретению новых знаний и умений. Рост активности на уроке.
III этап – предварительно–контрольный, диагностика развития личности. Выводы. Сентябрь, 2007 – «отвергаемый» Май, 2008 – «предпочитаемый» Сентябрь, 2008 – «предпочитаемый» Декабрь, 2008 – «звезда».
3 – 4 балла – средний уровень воспитанности; 4 – 4, 5 балла – выше среднего; 4,5 – 5 баллов - высокий
Больше 3 баллов – высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью; 2 – 3 балла – средний; Меньше 2 баллов - низкий.
0 – 6 положительных ответов – низкий уровень тревожности; 7 – 13 положительных ответов – средний уровень тревожности; 14 – 20 положительных ответов – высокий уровень тревожности.
0 – 30 баллов – высокая самооценка; 31 – 55 баллов – адекватная самооценка; 56 – 128 баллов – низкая самооценка.
Выводы: 1) На контрольном этапе отмечается позитивная динамика развития личности. 2) Учитывая положительный результат работы, считаю, что представленная программа эффективна. Поставленная цель: развитие личностных качеств учащегося, раскрытие его внутреннего потенциал, достигается. В ходе реализации программы решаются следующие задачи: Рома овладевает культурой общения; проявляет инициативу в учебной и творческой деятельности; интеллектуально развивается; повысил самооценку; снизил уровень тревожности.