Комплексная модель специалиста по маркетингу десятилетний опыт исследований института маркетинга РЭА им.Г.В.Плеханова Скоробогатых И.И. К.э.н., доцент кафедры маркетинга РЭА им.Г.В. Плеханова
Исследования института маркетинга РЭА год – опрос 260 российских и международных компаний, в результате которой разработала комплексная модель специалиста по маркетингу 2003 г. – вторая волна исследования: –Контент анализ объявлений о найме на работу специалистов по маркетингу (60 объявлений в газетах и в Интернете) –Глубинные интервью с менеджерами по маркетингу и специалистами по управлению персоналом российских и международных компаний
Исследования института маркетинга РЭА Публикации: – Скоробогатых И.И. «Специалист по маркетингу глазами российского хозяйственника» - журнал «Маркетинг» 1994 г ( 2, 3) –Сагинова О.В., Сагинов В.Л. «Проблема подготовки специалистов по маркетингу для международных компаний в России» - журнал «Маркетинг в России и за рубежом» 1997 г. (сентябрь-октябрь) –Сагинова О.В., Скоробогатых И.И., Фокс К.А. – «Становление маркетинга в России» - серия статей в журнале «Маркетинг и маркетинговые исследования в России» ИДГ ( 2, 3, 5, 2001) –Скоробогатых И.И. «Модель специалиста по маркетингу» - журнал «Маркетинговое образование» ИДГ ( 2, 2004)
Цели исследования РЭА им.Г.В.Плеханова гг. Выявить, какие требования предъявляют работодатели к: Теоретической подготовке маркетолога Практическим навыкам Личностным качествам специалиста по маркетингу
Энергичнос Исследования рынка Разработка ассортимента Оптимизация Канала сбыта Реклама и стимулирование сбыта Коммуника бельность Творческие способности Аналитические способности Навыки делового общения Энергичность Самооценка Целеустрем ленность Стремление К карьере Устойчивость к стрессам 2. Психология 1. Менеджмент 5. Иностранные языки 3. Финансы 4. Право 6.Социология 7. Информационные Технологии Модель Маркетолога 1993
Исследования года Опрос 260 руководителей российских и международных компаний Ранжирование приоритетов функциональных обязанностей маркетологов (центральный сектор модели маркетолога) Ранжирование приоритетов личностных характеристик маркетолога (второй сектор модели) Ранжирование приоритетов дополнительных знаний смежных дисциплин
Методы проведения исследования 2003 года Контент анализ объявлений (60 объявлений) Глубинные интервью с руководителями отдела маркетинга, руководителями компаний, менеджерами по управлению персоналом (35 интервью на основе структурированной анкеты + дополнительная информация, полученная в ходе свободной беседы)
Анализ объявлений о приеме на работу специалистов в области маркетинга Газеты «Элитный персонал», «Работа для Вас» Интернет-сайты рекрутинговых агентств: « «
Результаты анкетного опроса и глубинных интервью
Модель Маркетолога 1993 года
Наиболее ценные качества маркетолога 1993 года по мнению работодателей Навыки работы 60 % Навыки работы 60 % Образование 30 % Образование 30 % Личностные качества 10 % Личностные качества 10 %
Опыт работы и образование 4 - Опыт работы в качестве маркетолога 33 % 3 - Опыт работы в той же отрасли, в которой работает фирма 30 % 2 - Наличие диплома экономического ВУЗа 21 % 1 - Наличие ученой степени 16 %
Черты характера, необходимые маркетологам в современных условиях коммуникабельность, умение работать в команде и инициативностькоммуникабельность, умение работать в команде и инициативность целеустремлённостьцелеустремлённость работоспособность и творческие способностиработоспособность и творческие способности исполнительность, энергичность и мобильностьисполнительность, энергичность и мобильность
Недостатки маркетолога неспособность применить теоретические знания на практике и незнание основ маркетинга неспособность эффективно общаться с людьми неспособность грамотно составить отчёт, подготовить аналитические материалы неумение себя подать и неумение делать презентации
Необходимость высшего образования 87,5 % респондентов заявили о необходимости наличия высшего образования у маркетолога 87,5 % респондентов заявили о необходимости наличия высшего образования у маркетолога РЭА МГУ РЭА МГУ Финансовая академия Высшая школа экономики МГИМО.
83% респондентов согласны принять на работу маркетолога без высшего образования с оговорками: опыт работы, знание теории, обучаемость, творческие навыки, лингвистические навыки и аналитический склад ума.
25 % опрашиваемых были недовольны имеющимся уровнем образования маркетологов Плохая теоретическая база, теория имеет западную направленность с отрывом от российского рынка Плохая теоретическая база, теория имеет западную направленность с отрывом от российского рынка Недостаточно знаний о специальных компьютерных пакетов программ по маркетингу Недостаточно знаний о специальных компьютерных пакетов программ по маркетингу
Образ маркетолога 2003 года В 2003 году приоритеты знаний сместились: 1.Компьютерные технологии и иностранный язык 2.Психология 3.Социология, финансы, менеджмент 4.Право
Образ маркетолога 2003 года Рейтинг личностных качеств в оценке 2003 года 1.Аналитические способности 2.Быстрая обучаемость 3.Ответственность, навыки письменной речи, теоретическая подготовка и умение планировать свое время 4.Устойчивость к стрессам 5.Широта взглядов и способность делегировать полномочия 6.Стремление сделать карьеру
Вопросы, комментарии