Новая система оплаты труда Государственный Университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) Заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Абанкина Ирина Всеволодовна
Основные цели реформирования: стимулирование процессов развития и нововведений за счет стремления школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности рост возможностей образовательного выбора для учащихся рост автономии школы повышение эффективности бюджетных расходов
Задачи современного этапа ; Конкурентоспособность учащихся и педагогов; Конкурентоспособность учащихся и педагогов; Внедрение инновационных образовательных программ Внедрение инновационных образовательных программ Рост оплаты труда за счет стимулирования качества и результативности; Рост оплаты труда за счет стимулирования качества и результативности; Сокращение зон неэффективности – выбраковка устаревших программ и услуг низкого качества; Сокращение зон неэффективности – выбраковка устаревших программ и услуг низкого качества; Повышение академической мобильности и автономии учебных заведений; Повышение академической мобильности и автономии учебных заведений; Освоение новых педагогических технологий и методов обучения; Освоение новых педагогических технологий и методов обучения; Повышение квалификации педагогов и администраторов образования; Повышение квалификации педагогов и администраторов образования; Обмен опытом, налаживание горизонтальных связей и сетевого взаимодействия. Обмен опытом, налаживание горизонтальных связей и сетевого взаимодействия.
Трехкомпонентное бюджетное финансирование финансирование по нормативам на одного учащегося - «подушевые» региональные нормативы на оплату труда и учебные расходы и муниципальные нормативы финансирования содержания школы и пришкольных территорий; стимулирующее финансирование – Национальный проект и аналогичные меры для региональных и муниципальных уровней; программное финансирование развития – развитие материальной базы, информатизации, реструктуризации сетей и др.).
Модельные методики Модельные методики нормативного подушевого финансирования и формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений являются результатом обсуждения и анализа опыта регионов по данным вопросам и учитывают предложения экспертов. Министерство образования и науки Российской Федерации нормативных правовых документов на региональном и муниципальном уровнях. Министерство образования и науки Российской Федерации направило в регионы указанные материалы для использования в качестве одного из возможных вариантов при подготовке совместно с органами управления социальным развитием, экономикой и финансами, профсоюзными организациями соответствующих нормативных правовых документов на региональном и муниципальном уровнях.
Переход на нормативное подушевое финансирование ориентирован на повышение эффективности бюджетного финансирования, повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений в течение переходного (адаптационного) периода.
Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования введения нормативного подушевого финансирования механизм формирования расходов и доведения средств определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования. Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования
принципы При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования не мотивировали нормативного подушевого финансирования должны быть предусмотрены такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих снижение наполняемости классов увеличение учебной нагрузки на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план. Образовательное учреждение самостоятельно определяет: соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно- вспомогательного персонала; внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
Применение принципа нормативного подушевого финансирования определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении на уровне образовательного учреждения заключается также в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении (не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году). Модельной методике формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений. Расчет стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении приводится в Модельной методике формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений.
Виды деятельности учителя и их оплата существующее положение 11 Урочная работа, замены уроков Классное руководство Тестирование, зачеты, экзамены, экзаменационные консультации Проверка письменных работ Работа по учебным кабинетам Индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультации, собеседования Самообразование и повышение квалификации. Методическая работа Занятия по ликвидации пробелов в знаниях Занятия с детьми с повышенной мотивацией, с одаренными детьми Экскурсии, выходы в театры и др. внешкольная работа с детьми Внеурочная работа по предмету (олимпиады, марафоны, научно- исследовательская работа с уч-ся и т.д.) Педагогические советы Семинары, совещания, планерки; Дежурства Работа с родителями (инд. встречи, беседы, посещение детей и родителей на дому, родительские собрания) Посещение уроков других учителей Подготовка к урокам оплачивается небольшая надбавка не оплачивается за редким исключением не оплачивается
Ключевой принцип Разделение ФОТ: базовая часть - оплата за урочную и внеурочную, воспитательную, методическую работу учителя – примерно 60-70% стимулирующая часть – оплата за результативность и качество, распределяется с участием органов государственно-общественного управления школы – примерно 30-40%
Характеристики НСОТ увязка зарплаты и качества; нормирование и учет в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей: аудиторной и внеаудиторной нагрузки зависимость оплаты труда в базовой части от числа обучаемых; расширение стимулирующей функции зарплаты; участие представителей общественности в принятии решений о качестве и стимулировании работы; результирующий рост фактических доходов учителей.
Сокращение зон неэффективности: ликвидация диспропорции в структуре работающих – рационализация соотношения педагогического, административно- управленческого и учебно- вспомогательного персонала оптимизация соотношения ученик/учитель – поэтапное приближение к общеевропейскому уровню снижение учебной нагрузки на учащихся за счет использования современных педагогических технологий
Необходимые действия: Разработка и принятие на региональном уровне нормативных правовых актов о новой системе оплаты труда Проведение необходимых расчетов и обоснований Разработка и принятие необходимой нормативно- правовой базы на региональном и муниципальном уровнях Уведомление учителей и работников образовательных учреждений о введении НСОТ Внесение изменений и дополнений в уставные документы образовательных учреждений Проведение разъяснительной работы
Спасибо за внимание Государственный университет – Высшая школа экономики Институт развития образования Ирина Всеволодовна Абанкина