Авдашева Светлана Борисовна (НИУ Высшая школа экономики) 1
Каковы стимулы использования? Насколько широко используется? Насколько равномерно используется? Какие возможности экономического анализа существуют, и какие создаются новым Порядком (2010)? Как организовать хороший экономический анализ? 2
Мнения и рекомендации основаны на [ограниченном] опыте работы Высшей школы экономики Бюро экономического анализа Экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Относятся только к делам, в которые вовлечены хозяйствующие субъекты 3
Опровергнуть несправедливое обвинение в нелегальных действиях Изменив квалификацию положения Изменив квалификацию действий Добиться отмены выданного предписания Если не удаётся полностью отвергнуть обвинение – изменить квалификацию (*что станет еще более актуальным после введения «третьего антимонопольного пакета) Получить разрешение на сделку слияния Улучшить переговорные позиции при взаимодействии с антимонопольным органом 4
Хорошая методическая основа для структурного анализа рынков Основные компоненты: Продуктовые и географические границы рынка Объем рынка и показатели концентрации Барьеры входа Характеристика состояния конкуренции Некоторые нововведения по сравнению с ранее действовавшим Порядком (2006) Анализ условий договоров как один из приоритетных методов определения продуктовых границ Что такое стабильные и нестабильные рыночные доли 5
1. Первоочередной вопрос: правильно ли в решении антимонопольного органа квалифицировано положение хозяйствующего субъекта? Правильно ли определены границы рынка Правильно ли рассчитана рыночная доля Правильно ли оценена преодолимость барьеров входа 2. Квалификация положения хозяйствующего субъекта связана с оценкой состояния конкуренции 3. Правильно ли оценены действия хозяйствующего субъекта? 6
Ответы на вопросы 1-2 в меньшей степени связаны с поведением конкретного хозяйствующего субъекта Отвечать на вопрос 3 объективно сложнее При этом ответ на вопрос 3 зависит от ответов на вопросы 1-2: Снижение цены –признак назначения монопольно низкой цены или результат жесткой конкуренции? Параллельно измененные цены – признак согласованных действий или результат конкуренции? Разные цены для разных дистрибьюторов – дискриминация или стимулирование продаж в условиях жесткой конкуренции? 7
Всего 15 дел о нарушении закона «О защите конкуренции» По статьям 10 (соглашения) и 11 (злоупотребление доминирующим положением) То есть только дела, возбужденные против хозяйствующих субъектов Однако это дела, где решение антимонопольных органов оспаривалось в нескольких инстанциях Большинство дел рассматривались в течение нескольких лет, то есть можно было бы ожидать состязательности в представлении аргументации 8
Границы рынка: экономический анализ в половине случаев +альтернативные оценки Барьеры входа: используется небольшая часть инструментария + нет альтернативных оценок 9
10
Определение продуктовых и географических границ рынка – безусловный лидер Требуется не только проведение анализа, но в некоторых случаях – проведение анализа строго определенным методом Состязательность в процессе присутствует: суды выслушивают и в некоторых случаях принимают во внимание аргументы обвиняемых В отношении других методов экономического анализа ситуация более сложная, однако в любом случае убедительный анализ не остаётся без внимания 11
Оценка преодолимости барьеров входа. Даже при относительно высокой концентрации преодолимость барьеров может служить аргументом в пользу вывода об отсутствии доминирования или выгодности согласованных действий Характеристика состояния конкуренции, в том числе с помощью данных о поведении хозяйствующих субъекта Бенчмаркинг, в том числе с рынками за рубежом Оценка результатов (в том числе ожидаемых) применения определенной практики (например, дискриминации) 12
Условие 1. Сотрудничество трех сторон: клиента, юристов и экономистов Какие стороны анализа рынка интересуют? Как их лучше подготовить и представить? Как узнать ключевые характеристики рынка, важные для подготовки заключения? Условие 2. «Пошив из материала заказчика» Очень часто, если не всегда, клиент располагает данными, достаточными для подготовки заключения Во многих случаях есть возможность организовать опрос покупателей с помощью клиента Условие 3. Ресурсы. Минимальное время на подготовку заключения - четыре недели 13
Масштабы и глубина экономического анализа в делах о нарушении закона «О защите конкуренции» удовлетворительны, учитывая короткую историю применения Экономический анализ в ряде случаев позволяет подкрепить позицию хозяйствующих субъектов При планировании экономического анализа пора выходить за пределы обсуждения границ рынка и распределения долей между компаниями Однако все это доступно только при сотрудничестве трех сторон: хозяйствующего субъекта, юристов и экономистов 14
15